Официальный Кабул поставил перед страной цель достижения полной энергетической независимости, которую можно достичь при участии в региональных проектах CASA-1000 (поставка электроэнергии из Центральной Азии в Южную) и ТАПИ (поставка газа по маршруту Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия). Стоит отметить, что, согласно заявлениям Сопредседателя российско-афганской межправительственной комиссии, статс-секретаря, заместителя министра энергетики Российской Федерации Ю. Сентюрина, российский бизнес в реализации вышеозначенных проектов «намерен принимать участие». К слову, Ю. Сентюрин также отметил, что афганская сторона «поддерживает такое стремление российского бизнеса».
Таким образом, сопредседатель межправкомиссии обозначил генеральную линию официальной Москвы в сотрудничестве с афганской стороной – энергетика. Впрочем, на этом Россия не намерена ограничиваться. Сотрудничество, а, вернее, содействие развитию Афганистана демонстрируется и решением о списании всех долгов ИРА перед РФ. По сведениям главы казначейства Афганистана Мохаммада Ака Кохистани, речь идет о сумме в 970 млн. долларов. Кстати, всего за последние 14 лет Кабул взял в кредит у международных партнеров в общей сложности порядка 2,5 млрд. долларов. Само же списание долгов российской стороной означает, что в скором времени возможно возобновление кредитно-финансового сотрудничества между странами. Правда, какой в этом плюс для РФ остается неясным. Но, по крайней мере, речь идет о дополнительных вспомогательных шагах на пути стабилизации страны, кризис в которой является угрозой для стран Центральной Азии – важных партнеров России.
В то же время Министр нефтяной и горнодобывающей промышленности ИРА Дауд Шах Саба на днях сообщил о завершении работ по разработке генерального плана развития газовой отрасли страны. Как сообщает Азиатский банк развития, который финансирует проект, план рассчитан на 20 лет, а объем уже известных газовых месторождений Афганистана составляет 74 млн. кубометров.
Впрочем, различные области экономики ИРА интересуют не только Китай, в лице АБР. В рамках 3-й выставки-ярмарки иранских производителей, прошедшей в Кабуле, делегация от Ирана во главе с Министром промышленности, шахт и торговли ИРИ Мохаммад Реза Нематзаде подписала с афганской стороной меморандум о взаимопонимании по вопросу разработки афганских месторождений. Причем, речь идет не только о газе, но и о других видах природного топлива, металлах и драгоценных камнях.
Стоит отметить также участие Индии в развитии Афганистана. Посол Индии в ИРА Манприт Вохра и Премьер Министр ИРА д-р Абдулла Абдулла подписали ряд меморандумов, согласно которым индийская сторона обязалась профинансировать 12 проектов, направленных на развитие Афганистана, общей стоимость в 20 млн. долларов. Интересно, что Индия с 2001-го года предоставила нестабильному соседу порядка 2 млрд. долларов на осуществление именно социально-экономических проектов.
Интересным представляется следующее. Учитывая вышеозначенное, можно выделить следующие страны, которые в последнее время проявили особый интерес к развитию ИРА: Россия, Китай, Иран и Индия. Пакистан, по крайней мере, формально, является участником переговорной «четверки». Все страны в той или иной степени являются активными участниками Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Из этого следует вывод, что наибольшую активность по развитию, своего рода, «перекрестка» торговых путей Евразии демонстрирует именно ШОС. Правда, в свете последних событий (сообщения о бомбардировке пакистанской стороной афганских территорий) декларируемые намерения Исламабада, направленные на достижение мира в стране-соседе, стали, мягко говоря, сомнительными. Но, все же, в том же Пакистане сейчас усиливается влияние Пекина, который, в свою очередь, заинтересован в спокойствии в ИРА.
Само же противостояние официального Кабула с Талибаном традиционно является неким барьером для иностранных инвесторов. Кроме опять-таки борьбы правительственных войск с талибами, актуальна еще и угроза распространения в ИРА идеологии террористической группировки ДАИШ, а также раздробления самого Талибана. Только в провинции Герат за последнее время в ходе междоусобных боестолкновений «самоликвидировались» порядка 150 боевиков. Последнее, пусть и негативно влияет на боеспособность повстанцев в целом, но отрицательно скажется и на предсказуемости непримиримой оппозиции. Иными словами, Афганистан, несмотря на какие бы то ни было усилия «четверки», медленно, но верно становится страной, в которой присутствует уже не два, а несколько центров силы. Причем вариант, при котором успеха достигает ДАИШ, является наиболее опасным для всего региона. А при дальнейшем процессе превращения и без того нестабильной страны в некую «солянку» сведут на нет все надежды той же России на спокойствие у южных рубежей Центральной Азии, или того же Китая на развитие торговых путей.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»