Переговорная «четверка», поставившая перед собой цель примирить официальный Кабул с Талибаном, после ряда встреч заявила о том, что в первой неделе марта состоится-таки встреча с самими талибами. Заявлено, что дорожная карта примирительного процесса уже выработана, и стороны ждут ответных шагов от Талибана. Примечательно, что Кабул сообщил, что к переговорам будут допускаться только те представители повстанцев, которые примут Конституцию Исламской Республики Афганистан (ИРА).
Казалось бы, все предельно просто. Одна часть талибов должна «пойти на встречу» и, приняв Конституцию, сложить оружие, а, возможно, и совместно с правительственными силами выступить против «своих» же бывших единомышленников. Другая часть, в свою очередь, будет планомерно уничтожаться. Однако, учитывая запутанную обстановку в ИРА, честно говоря, с трудом вериться в реальность подобного развития ситуации. По крайней мере, ряд событий не позволяют ощутить перспективу скорого мира в стране.
Например, 29 февраля талибы взорвали, построенную порядка 2-х лет назад, школу для девочек в провинции Бадгис. Стоит отметить, что еще две школы в той же провинции были уничтожены не ранее, чем за неделю до этого. Аналогичный случай произошел и в провинции Баглан.
В тот же день несколько поселков провинции Кунар подверглись ракетному обстрелу талибов, что привело к гибели 1 мирного жителя и ранению еще 10. Более того, нападение сопровождалось использованием огнестрельного оружия. Днем ранее, в результате аналогичных действий талибов, погиб ребенок и ранены еще 4 несовершеннолетних мирных жителя.
3 марта в провинции Бадахшан Талибаном было совершено нападение контрольных пунктов и, хоть его и удалось отразить, сообщается о гибели 2 военнослужащих. Стоит также отметить, что в ходе боестолкновения было уничтожено 5, ранено 10 и живыми задержаны еще 4 боевика.
И это только последние 5 календарных дней современного Афганистана.
Но, справедливости ради, стоит признать и наличие позитивных сообщений. К примеру, по данным на 29 февраля в провинции Фарьяб сложили оружие уже порядка 120 талибов. Экспертное сообщество связывает это с началом крупной военной кампании генерала Абдул Рашида Дустума. Прибыв на прошлой неделе в провинцию Джаузджан генерал Дустум объявил о начале новой операции зачистки в провинциях Джаузджан, Фарьяб и Сари-Пуль. По официальным данным, на начало недели было ликвидировано уже порядка 30 боевиков.
Похожий случай произошел в провинции Гор, где в результате действий старейшин и местного командования правительственных войск, оружие сложили 19 боевиков. Глава местной полиции сообщил, что среди присоединившихся к переговорам был талибский командир мулла Нур Ахмад.
Но, по сути, все вышеозначенные моменты показывают картину с точки зрения количественных показателей деятельности Талибана и официальных властей. Больший интерес, в этой связи, вызывают различные заявления высокопоставленных лиц, так или иначе вовлеченных в работу «четверки», поскольку они отражают концептуальные моменты по достижению перемирия.
К таковым, конечно, следует отнести прибытие 2 марта в Кабул главы армии Пакистана генерала Рахила Шарифа. Гость, в ходе диалога с Президентом ИРА отметил, что Исламабад поддерживает усилия афганского руководства по установлению мира в стране. Генера Шариф также посетил и церемонию смены руководства миссии «Решительная поддержка». Такие контакты говорят о том, что между давними, как минимум, неприятелями начал налаживаться полноценный диалог, что несомненно хорошо.
Другая значимая пакистанская фигура, советник Премьер-министра страны по вопросам иностранных дел Сартадж Азиз в рамках участия в заседании Совета по международным отношениям в Вашингтоне официально признал факт тесной связи с руководством Талибана. В частности, советник озвучил следующее:
«…Нам хватило 35 лет, на протяжении которых мы предоставляли им (руководству Талибана – прим. авт.) пристанище, и мы не можем больше этого делать, поскольку весь мир оговаривает нас только из-за их присутствия» - цитирует ИА «Гандхара». Примечательно, что чиновник также отметил невозможность ведения переговоров от имени официального Кабула, даже учитывая прямое влияние на талибов.
Еще одно немаловажное заявление сделал глава прибывшей в понедельник делегации Китая, начальник штаба, генерал Фан Фэнхуэй. Отметив перспективность роли Шанхайской организации сотрудничества в деле примирения адекватных и уничтожения беспокойных талибов, Фан Фэнхуэй заявил о намерении китайской предоставить порядка 72 млн. долларов для правительственных сил ИРА. Довольно-таки весомый аргумент в пользу повышения боевого потенциала войск Кабула.
Тем не менее, обобщая все вышеизложенное, можно прийти к следующему выводу. Обстановка в Афганистана крайне нестабильная и, более того, абсолютно непредсказуемая. Эффективность деятельности «четверки» продемонстрируется с положительной или же отрицательной стороны в самое ближайшее время. Однако, есть основания полагать, что от этого мало что зависит. Ведь, судя по различным, как официальным, так и не официальным сообщениям в СМИ, количество боевиков добровольно сдающих оружие и присоединяющихся к мирным переговорам ничтожно мало.
К тому же, есть фактор очередного весеннего обострения боевиков, которое не может не волновать ни Кабул, ни любую другую сторону, заинтересованную в скорейшем становлении мира в Афганистане. Случаи, когда воевавший боевик в полной мере отказывался от вооруженного противостояния, встречаются крайне редко. Тем временем террористические акты, периодические нападения на контрольные пункты и обстрелы населенных пунктов происходят практически ежедневно. Как бы то ни было, странам, соседствующим с Афганистаном, априори необходимо быть готовыми к наихудшему варианту, при котором власть и талибы продолжат «грызню», обеспечив тем самым присутствующим боевикам ДАИШ возможность закрепиться в стране для создания своего рода плацдарма перед проникновением, в том числе, в Центральную Азию.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»