
Мнение экспертного сообщества касаемо угрозы распространения экстремизма и терроризма с территории Исламской Республики Афганистан (ИРА) в последнее время несколько изменилось. Причиной этому послужил целый ряд факторов, основным из которых, пожалуй, можно считать прошлогоднее заявление нынешнего лидера Талибана муллы Мансура. Обращаясь к мировому сообществу, лидер талибов призвал не воспринимать Талибан как угрозу. Якобы амбиции Талибана ограничиваются территорией Афганистана.
Так ли это на самом деле, судить рано, но на данный момент концентрация талибов вблизи границ Афганистана со странами Центральной Азии в некоторых провинциях достаточно высокая. Однако, сообщений о попытках прорыва через границу нет. Впрочем, боевики могут воспользоваться коридорами, предназначенными для того же наркотрафика, но никак не «через шлагбаум».
В то же время, несколько снижают градус напряжения инициативы по возобновлению мирных переговоров между Кабулом и Талибаном. С начала года состоялось уже 3 встречи так называемой «четверки» (Афганистан, Пакистан, Китай и США), в рамках которых обсуждался вопрос организации переговоров. Однако, каких-либо существенных результатов нет и, объективно, ожидать не стоит. Ни та, ни другая сторона к переговорам еще не готова, поскольку ни согласия, ни, тем более, согласия идти на уступки не наблюдается. Да и в некоторых афганских провинциях до сих пор идут ожесточенные бои между правительственными силами и талибами.
Например, только за февраль в ходе спецопераций в различных провинциях ИРА правительственным войскам удалось уничтожить десятки боевиков. Так, согласно отчету силовых ведомств страны, на территории провинции Вардак было ликвидировано 2 полевых командира: Барялай и Абдул Вахид. В провинции Гельманд, в свою очередь, 8 февраля уничтожили 15 боевиков в уездах Над Али и Герешк. Также в провинции Нангархар в уезде Родат 9 февраля силовики ликвидировали так называемого теневого правителя Рустама Хакьяра и полевого командира Гуль Мохаммада вместе с несколькими боевиками.
Кстати о Родате. 8 февраля сотрудники правоохранительных органов в ходе боестолкновения уничтожили 6 боевиков группировки ДАИШ, особо активизировавшейся в ИРА в последнее время. В тот же день, в результате проведенных авиаударов было уничтожено еще 11 боевиков в уезде Ачин. А несколькими днями ранее, 6 февраля, в уезде Кот провинции Нангархар афганские силовики уничтожили еще 12 ДАИШовцев.
Возвращаясь к талибам, следует отметить, что они явно не намерены прекращать ведение подрывной деятельности, что априори негативно сказывается на перспективах переговорного процесса. На данный момент показательными являются подрыв опоры линий электропередач, соединяющих Кабул с Узбекистаном, а также перерезанные высоковольтные кабели, поставляющие электроэнергию в провинцию Фарьяб. В результате столица Афганистана и несколько уездов провинции остались без электричества.
Вышеозначенные данные говорят о том, что ни Кабул, ни руководство Талибана пока не в состоянии сесть друг против друга за один стол. Конечно, переговоры «четверки» еще только начались, и однозначно говорить о перспективе их успешного окончания, в общем-то, пока рано. Но очевидно, что если ситуация не изменится, ни о каком перемирии и речи быть не может. Кто от этого выиграет неизвестно, но тот же Талибан сейчас переживает далеко не лучшие времена.
После сообщения о смерти муллы Омара и избрании муллы Мансура в рядах руководства организации появилось множество разногласий. Экспертное сообщество на это реагирует по-разному, но факт остается фактом – талибы рискуют растерять накопившиеся за долгие годы силы, не добившись ровным счетом ничего. Кабул, в свою очередь, проводит активную политику по привлечению внешних сил, как в сам процесс переговоров, так и в дело перевооружения страны.
В том числе, речь идет о намерениях Афганистана приобрести российские многоцелевые военно-транспортные вертолеты Ми-35. Машины, охарактеризованные экспертами как «летающая боевая машина пехоты», недоступны для Афганистана в связи с санкциями, введенными США в отношении России. Впрочем, аналогичная ситуация наблюдалась в прошлом году вокруг покупки Кабулом российских Ми-17. Но тогда Вашингтон снял ограничения с Рособоронэкспорта на сделку с Кабулом. К слову, в обоих случаях приобретение планируется на выделенные американцами деньги, и опыт говорит о том, что в скором времени над ИРА будут летать новые Ми-35.
В любом случае, противостояние Кабула и талибов – это крайне сложный процесс, основанный на фундаментальном столкновении интересов. Разработка той же дорожной карты, думается, затянется на неопределенный срок, или же пока одна из сторон не понесет сильные потери. И поскольку официальный Кабул поддерживает Вашингтон, подтвердивший продление срока пребывания своего контингента в ИРА, более вероятным кандидатом на поражение является Талибан. Но далеко не факт, что победа одной стороны над другой принесет мир в Афганистан. Более предпочтительным представляется расширение «четверки» путем привлечения новых игроков, заинтересованных в стабилизации ИРА.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»