
18 января 2016 года в Кабуле состоялся 2-й раунд переговоров, призванных выработать дорожную карту примирения афганских властей и Талибана. По крайней мере, речь идет о той части радикальной оппозиции, которая еще способна вести адекватный диалог. Как и неделей ранее, участие в переговорах принимали 4 стороны.
Афганскую представляли Министр иностранных дел Исламской Республики Афганистан (ИРА) Салахуддин Раббани и его заместитель Хикмат Карзай. От Пакистана делегацию возглавил советник Премьер-министра по вопросам национальной безопасности и иностранных дел Сартадж Азиз. Китай представил спецпосланник МИД КНР по делам Афганистана Дэн Сицзюнь. От США, в свою очередь, участвовал посол штатов в ИРА М. Маккинли.
Еще на открытии раунда, глава МИД ИРА призвал всех членов Талибана «вступить в мирный процесс и разрешить все политические разногласия путем диалога». Раббани также отметил, что дорожная карта предполагает указание «красных линий», которые стороны, в том числе, талибы, должны соблюдать для достижения позитивных результатов.
Тем самым министр хоть и подтвердил тезис зам. пресс-секретаря Президента ИРА Хашими о невозможности соблюдения выдвигаемых талибами предварительных условий их участия в переговорах, но, в то же время, упоминание о необходимости подведения красных линий говорит о готовности Кабула вести диалог с давним противником. Но готов ли сам противник? Довольно-таки сложный вопрос.
Сложный потому, что уже 20 января 2016 года произошло 2 крупных теракта, ответственность за которые взяли на себя представители Талибана. В Пакистане, вблизи г. Чарсадда (северо-запад страны), утром была совершена атака на университет Бача Хан, где в тот момент находилось порядка 3000 студентов и более полутысячи гостей. Операция по освобождению заложников длилась до 3-х часов дня. В результате нападения погибло по меньшей мере 26 человек и ранено 60.
Также в столице Афганистана, недалеко от здания российского посольства, прогремел взрыв, который был направлен против сотрудников ТК «TOLO News». Как сообщают СМИ, террорист-смертник подорвал автомобиль рядом с автобусом, в котором в тот момент находились «цели» террористов. Как итог, 7-ро сотрудников телеканала погибли, еще 28 человек были ранены.
Представитель Талибана Забиулла Муджахид сделал следующее, адресованное TOLO News, заявление касаемо теракта:
«… Если журналисты не прекратят свою порочную деятельность, это будет не последнее нападение на них». Под порочными действия, в данном случае, подразумевается работа представителей СМИ, посвященная прошлогодним событиям в г. Кундуз. В эфире телеканала прозвучали подозрения о причастности талибов к похищениям, изнасилованиям и казням мирных граждан. На это представители боевиков ранее отреагировали опубликованным предупреждением.
Ко всему прочему, активизация боевиков Талибана отмечается на территории провинции Тахар (север Афганистана) в уезде Даркад. Согласно сообщениям Полковника полиции Халиля Асира, талибы уже заняли 2 района уезда. Ожесточенные бои продолжаются после того, как в конце прошлого года Талибан захватил Даркад, но правительственные силы восстановили контроль в январе 2016-го года.
На фоне талибской активности еще большее беспокойство вызывают участившиеся сообщения о деятельности террористической группировки ДАИШ на территории ИРА. Уже неоднократно сообщалось, что ДАИШ функционирует преимущественно в провинции Нангархар (восток Афганистана). Именно там на днях была задержана группа, состоящая из 4 боевиков, занимающаяся вербовкой молодёжи в ряды группировки. А несколькими днями ранее были арестованы еще 3-е боевиков, занимающихся аналогичной работой.
Опасения вызывают и сообщения властей провинции Газни (также восток Афганистана), согласно которым, присутствие боевиков было замечено в уездах Андар, Гилан, Гиро и Занахан. Примечательно, что ранее контроль над вышеозначенными территориями принадлежал Талибану. Руководство провинции предполагает, что даишевцы приходят с территории Пакистана, причем, минуя провинцию Забуль. Активность боевиков, пока что, ограничивается все той же вербовкой.
Таким образом, на фоне явной подготовки ДАИШ к началу более активных и враждебных действий, нежели раздача агитационных листовок, недоумение вызывает подрывная деятельность Талибана. Еще когда пошли первые сообщения о намерениях ДАИШ использовать Афганистан как перевалочный пункт, включив его в состав Эмирата Хорасан, представители талибов объявили, что им не страшна эта угроза. Имело место взаимное объявление джихада.
Но едва ли у талибов, при всем их опыте ведения боев на территории ИРА, хватит сил, чтобы противостоять сразу двум противникам: официальным властям Афганистана и все усиливающемуся ДАИШ. Однако, желания участвовать в переговорах о мире с Кабулом, со стороны талибов, очевидно, нет. Вместо этого продолжаются теракты и нападения на мирных граждан, что в крайней степени отрицательно влияет на усилия 4-хсторонней группы.
В этой связи, представляется, на данный момент говорить о реальных перспективах переговоров рано. В то же время, неясным остается, как должна выглядеть дорожная карта примирения, чтобы ее придерживались, как Кабул, так и талибы. Остается надеяться на контактную группу, которая, возможно, при использовании всех внешнеполитических возможностей и с привлечением других заинтересованных сторон, найдет путь к миру в Афганистане.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»