Накануне, 11 января 2016 года, в столице Пакистана г. Исламабад прошла 4-хстороння встреча по проведению мирных переговоров между официальным Кабулом и Талибаном. Участие во встрече принимали представители Пакистана, Афганистана, Китая и США. Ожидалось, что встреча положит начало процессу мирного урегулирования конфликта, который уже не первое десятилетие не дает Исламской Республике Афганистан (ИРА) встать на путь развития.
Однако, судя по приводимым СМИ сообщениям участников встречи, преждевременным все же представляется говорить о нахождении той нити взаимопонимания, которая действительно могла бы вывести стороны к разработке реальной дорожной карты, содержащей в себе пусть и сложный, но комплекс конкретных мер по деэскалации конфликта.
Например, Заместитель пресс-секретаря Президента ИРА Саид Зафар Хашими в ходе встречи заявил следующее:
«… Группировки вооружённой оппозиции не должны выдвигать условий для подключения к процессу примирения». Впрочем, представителя Кабула можно понять. Сказанное им выражает вполне ожидаемую позицию афганского руководства, согласно которому, террористическая организация не должна иметь возможности ставить условия перед легитимным правительством.
Возникает одно «но». Некоторые провинции Афганистана, исходя из сообщений СМИ и экспертных оценок, уже не видят в Кабуле источника стабильности. И это не мудрено, ведь даже в военном плане правительственные войска далеки от статуса превосходящей силы. Более того, как свидетельствуют многие сообщения в информационном пространстве, на место отступившей Конституции ИРА, там, откуда уходят представители руководства страны, приходят именно талибы.
Не удивительно, что нормы шариата, которые устанавливает Талибан на подконтрольных ему территориях, приветствуется населением. Ведь если отдавать свое предпочтение либо власти отдельных бандитских группировок, а, по факту, абсолютному безвластию и разгулу преступности, либо очерченным нормам, которые к тому же предписаны Кораном – выбор становится очевидным. К своду основанных на религии правил приспособиться проще и безопасней, нежели к «беспределу».
Таким образом, к сожалению, необходимо признать, что Афганистан не подконтролен целиком и полностью Кабулу. За годы войны в стране сформировался другой центр силы – Талибан. Поэтому начинать процесс урегулирования со слов, косвенно говорящих об отсутствии желания вести именно переговоры, думается, бессмысленная трата времени. Талибы уже давно не локальное бандформирование, а полноценный игрок на внутриполитической арене ИРА.
Более того, афганский представитель, как сообщает ИП «Афганистан.Ру»,
«не поддержал предложение Азиза (Советник премьер-министра Пакистана по вопросам иностранных дел Сартадж Азиз – прим. авт.)
не делать различий между талибами, заинтересованными и не заинтересованными в мирных переговорах с официальными властями».К слову, Исламабад уже готов предоставить Кабулу списки тех талибов, которые готовы к участию в мирных переговорах. Списки также будут дополнены именами тех полевых командиров, которые вопреки здравому смыслу не видят необходимости в деэскалации. Об этом сообщил Заместитель пресс-секретаря главы правительства Афганистана. Он же рассказал и о том, что Пакистан согласился прекратить финансирование пакистанских талибов, базирующихся на территории афганского соседа.
Иными словами, документ позволил бы афганской стороне значительно оптимизировать свою антитеррористическую работу. Ведь если есть возможность построить диалог, то воевать вовсе ни к чему. Однако, слова Хашими, думается, говорят об обратном. О том, что Кабул, несмотря на очевидную выгоду перехода на дипломатическую работу с теми, с кем позволяют условия, намерен продолжать политику вооруженного воздействия. Но такое уравнивание ничем позитивным не закончится. Будет продолжаться то, что мирные переговоры призваны урегулировать.
В конечном счете, Кабул рискует свести на нет возможность стабилизации Афганистана еще в зародыше. Столь резкие заявления, пусть и в большинстве своем оправданные и продиктованные «подвигами» талибов в прошлом, не принесут афганскому правительству мирового авторитета и уважения. Чего не скажешь о действенных шагах к установлению мира в стране.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»