
Мирные переговоры официального Кабула и Талибана – тема, обсуждение которой в информационном пространстве особенно активизировалось в последнее время. И если тот же Казахстан, который Президент Афганистана А. Гани посетил с официальным визитом в ноябре текущего года, рассматривает ИРА с точки зрения важного экономического партнера, не акцентируя внимание на исходящих угрозах распространения террористических и экстремистских течений и самой «афганской проблематике», то Россия, до того пустить инвестиции стремится оказать содействие в стабилизации страны.
Впрочем, столь разные подходы к ИРА обусловлены «разным весом» РФ и РК. Если российская сторона в состоянии упреждать потенциальные угрозы еще до того, как в Афганистан хлынут основные инвестиционные потоки, то Казахстан нет. Он не обладает достаточно сильным военным потенциалом, что, собственно, и ни к чему, ведь РК является членом Организации договора о коллективной безопасности. В то же время, у Астаны и Кабула существуют достаточно прочные экономические связи, и, похоже, несмотря на многие угрозы, они будут развиваться.
Кстати, в текущем году Афганистан показал ударные темпы в плане развития своей экономики. ВВП страны возрос с 1,47 млрд. долларов в 2014-ом до 1,78 млрд. долларов в 2015-ом (рост составил 21%). Министр финансов ИРА связывает этот успех с многими факторами: переоборудование таможенных пунктов современной техникой, повышение некоторых тарифов и, наконец, борьба с коррупцией.
Тем не менее, говоря о потенциальном перемирии и, как следствие, стабилизации Афганистана, нельзя забывать, что в нынешней обстановке талибы – это уже не та сила, которая была раньше. Со смертью муллы Омара, в рядах боевиков вспыхнуло множество споров, крутящихся в основе своей вокруг нового лидера Талибана – муллы Мансура. Не все были рады его кандидатуре, так как, судя по некоторым сообщениям, новый глава Талибана тесно связан с пакистанской межведомственной разведкой.
К слову, на днях прошла встреча А. Гани с главой пакистанской армии генералом Р. Шарифом. Пресс-служба президентского дворца сообщает, что они пришли к совместному решению об участии в переговорах с более лояльными к официальной власти и заинтересованными в перемирии силами Талибана, подчеркнув при этом намерение продолжать борьбу с теми, кто не отказывается от насилия. Сама возможность мирного сосуществования с нынешними правительственными силами, очевидно, не укладывается в головах той части талибов, которая, например, 28 декабря организовала подрыв заминированной машины вблизи Кабульского международного аэропорта.
Примечательно, что все же не все видные политические деятели за диалог. Так, например, экс-глава Управления национальной безопасности Афганистана А. Салех полностью отрицает любые доводы в пользу мирных переговоров. «… Ни о каком переговорном процессе и мире речи не идет. Опубликовано несколько заявлений, в которых говорится, что стороны хотели бы этого процесса, но его нет. Я считаю, что процесс не начнется и в 2016 году» - заявил Салех в интервью Информационному порталу «Афганистан.Ру», добавив при этом, что в 2016-ом либо правительственные силы, либо талибы возьмут верх друг над другом «в военном плане».
В то же время, несколько странным представляется комментарий Салеха касаемо недавнего появления приверженцев ДАИШ на территории провинции Нангархара:.
«… До появления этих боевиков (ДАИШ – прим авт.) в отдаленных деревнях Нангархар контролировали пакистанские талибы… Когда в нангархарских деревнях появились боевики под черным флагом, дом за домом начал уходить под власть пакистанских талибов. Это свидетельствует о том, что боевики под черными знаменами в Нангархаре являются подделкой под ИГ. Эти «игиловцы» получают приказы от пакистанской армии, а не из Мосула или Ракки». В любом случае, появление боевиков ДАИШ на территориях ИРА, представляется, все же вряд ли послужит скрепой для долговечного перемирия между Кабулом и той частью талибов, которая, возможно, борется за свой вариант позитивного развития внутри страны. Более того, чем дольше тянется период громких заявлений, тем меньше остается приверженцев теперь уже «умеренной», если так можно сказать, идеологии боевиков, что означает усиление ДАИШ, как в количественном, так и в качественном плане. Думается, что окончательно стабилизировать Афганистан получится только при сопряжении стимулирующих процессов: перемирие, увеличение объемов инвестиций, старт важных инфраструктурных проектов без участия США (штаты являются для талибов «красной тряпкой») и др.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»