
Евразийское информационное пространство регулярно пополняется различными аналитическими материалами и статьями, посвященными международным отношениям. Кыргызстан, в данном случае, не исключение. Причем, территориальная расположенность страны в столь важном геополитическом регионе как Центральная Азия обуславливает для КР особое присутствие представителей «мягкой силы» крупных мировых акторов, таких как: Россия, США, Китай и т.д.
В этой связи, уже ни для кого не нова тема информационного противостояния между всеми заинтересованными в усилении своих позиций крупными игроками. Выражается это противостояние, в том числе, присутствием той или иной стороны в интернет пространстве. И как в любом другом состязании, здесь есть свои «лидеры» и «догоняющие».
К сожалению, приходиться констатировать американское превосходство в медиа-среде Кыргызстана. То же посольство США уже давно активно использует социальные сети и другие интернет ресурсы для популяризации своей деятельности, объективная значимость которой для кыргызской общественности по факту все же оставляет желать лучшего.
Кыргызский медиа-эксперт Г. Михайлов в интервью М. Сулаймановой (Вести.kg) дал следующий комментарий:
«… У американцев 30 тыс. подписчиков, в то время как у страницы (в одной из популярных социальных сетей – прим. авт.)
российского посольства - 800. Также если у россиян вышло всего 8 материалов за несколько месяцев, то Штаты только с начала октября опубликовали 30 пресс-релизов».Впрочем, как отметил Михайлов, российская сторона в этом направлении активизировалась не так давно. Те показатели, которые есть сейчас, были достигнуты за короткий период времени – раньше посольство РФ на присутствие в интернете «не ставило». Да и популярность в медиа-среде приходит со временем и зависит от денежных вливаний заинтересованной стороны. Об этом говорит и Михайлов:
«… Возможно, они ставят в приоритеты другие вопросы, нежели это. При желании и выделении средств, конечно же, ситуацию можно быстро исправить».Кстати о приоритетах… Думается, что российской стороне есть куда вкладывать денежные средства. На ум сразу приходят несколько моментов:
* Реализация достигнутых договоренностей по минимизации негативных последствий от интеграции КР в Евразийский экономический союз (ЕАЭС);
* Финансирование деятельности Российско-Кыргызского фонда развития (РКФР);
* Расходы на обеспечение коллективной безопасности, как в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), так и на двусторонней основе (оказание помощи в перевооружении, обучении военнослужащих КР и т.д.).
И это далеко не все. Например, 14 августа 2015 года Зам. министра финансов Кыргызстана А. Бакетаев заявил, что в связи с некоторыми издержками от участия центрально-азиатского государства в ЕАЭС «выпадение из бюджета КР» может составить порядка 2 млрд. сомов. А уже 22 октября 2015 года в ходе пресс-конференции замминистра сообщил, что Россия поможет центрально-азиатской стране компенсировать выпадение суммой в размере чуть менее 1,9 млрд. сомов, которую предоставят в грантовом формате. Не отстает и Китай, инвестирование которого в одну только инфраструктуру страны более чем ощутимо.
Для сравнения, Европейский союз в ближайшее время должен выделить Кыргызстану 397 млн. сомов, но уже в виде кредита, пусть и льготного. Как заявляет А. Бакетаев, эта сумма также пойдет на компенсацию выпадения. В чем же заключается американская помощь в столь непростой ситуации для кыргызской экономики? Те же гранты, но на совершенно другие цели, которые всем известны.
Иными словами, стоит согласиться с Михайловым в том, что приоритеты в работе у российской стороны отличны от банальной пиар программы. Российская Федерация, в лице того же посольства в Кыргызстане делает реальную работу, проводит конструктивные встречи, решает острые проблемы и т.д. Конечно, необходимо освещать основные достижения в межгосударственных отношениях, но это дело не первостепенной важности.
Представляется, интернет создан не для власти и ее представителей, а для людей. Именно общественность должна использовать все возможности современности для построения правильного государства, для контроля над правительством и выполнением его обещаний. Как в случае со стульями для Жогорку Кенеш, стоимость которых могла обойтись бюджету страны в сумму порядка 2,5 млн. сомов.
Под давлением активной части населения КР, 13 октября 2015 года Парламент отказался от обозначенных планов по покупке кресел – это пример того, для чего действительно нужны интернет-ресурсы и социальные сети. Пиар программа же, в свою очередь, должна осуществляться только без ущерба реальной работе, которой на данный момент в отношениях Россия-Кыргызстан предостаточно.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»