Вновь вступивший в должность Президента Казахстана Нурсултан Назарбаев наметил план реформ, среди которых прослеживаются контуры новой стилистики управления государством.
Четко обозначив вызовы и угрозы, стоящие перед Казахстаном (кризис мирового порядка; санкционные войны; глобальные процессы изменения климата; угроза превращения Центральной Азии в линию разлома; необходимость координации усилий мировых акторов) Н. Назарбаев предложил создать при Национальной комиссии Международный консультативный совет в составе экспертов.
В ближайшее время Н. Назарбаев намерен представить План нации – «100 конкретных шагов дальнейшего государственного строительства. План имеет средне- и долгосрочную перспективы и рассчитан на 10-15 лет.
Особое внимание Н. Назарбаев уделил вопросу государственной службы, которую он рассчитывает сделать прозрачной и эффективной. Предполагается, что служащие будут уважать права граждан и служить их законным интересам.
Элиты Казахстана, в отличие от других центральноазиатских государств постоянно артикулируют свои стратегии действия и предлагают гражданам привлекательные идеологические конструкты, векторы направленности которых отвечают интересам государства. Другое дело, что у казахстанцев может возникнуть ощущение перенасыщенности. В свое время была стратегия «Мәңгілік ел», на основе которой страна получила четкую цель «Казахстан 2050». Затем речь шла о программе «Нурлы Жол», цели которой в основном экономические. А теперь Н. Назарбаев разворачивает свою предвыборную платформу, которая выдержана в меритократическому ключе. Неслучайно, в качестве ориентира Н. Назарбаев отмечал реформы недавно умершего сингапурского лидера Ли Куан Ю.
Казахстан представляет собой многонациональное государство со значительной, можно даже сказать, полярной структурой доходов населения. Исходя из этого, следует что элиты не имеют возможности акцентировать национальную риторику для консолидации общества, но должны выбрать привлекательные для всего населения концепты. Сам по себе принцип конкурентоспособности, вхождение страны в число ведущих держав мира – недостаточен. Это чисто модернизационная, технократическая повестка, без конкретного идеократического содержания. Именно поэтому сейчас Назарбаев пытается ее дополнить идеалами меритократии.
Меритократия в данном контексте понимается вполне определенно, как принцип управления, направленный на то, что руководящие посты должны заниматься самые достойные, независимо от их происхождения и финансового достатка.
Исходя из этого принципа, Назарбаев заявил о необходимости внесения поправок в законодательство страны по вопросам легализации. «До внедрения всеобщей декларации доходов и расходов мы даем возможность легализации имущества. Мы стоим накануне всеобщей декларации доходов и расходов. Это путь к тому, чтобы страшно больших богачей и очень бедных людей не было, уравнивать будем. И всем придется отчитываться, за что купил, за что продал, и где взял деньги. Вот перед этим мы хотим всех очистить, объявили легализацию» – заявил Назарбаев.
Если эта мера будет осуществлена, она действительно может поспособствовать (безусловно, не сразу, но в долгосрочной перспективе) изменению социальной структуры. Разрыв между богатыми и бедными в таких странах как Россия и Казахстан значительный, что явно не способствует социальной консолидации и даже ведет к классовым антагонизмам.
Характерно, что Назарбаев везде апеллирует к гражданской нации, то есть он не проводит границы между преобладающей тюркоязычным и славянским сегментом населения страны. Следовательно, предполагается, что меритократические принципы будут распространяться на всех.
Таким образом, элиты в лице Н. Назарбаева отмечают, что страна нуждается в трансформации государственной системы и новом насыщении общественного сознания смыслообразующими идеократическими идеями.
Реакция казахстанских и российских экспертов и политологов на эту стратегию свидетельствует, что векторы и концепты выбраны в целом правильно. Элиты не утратили способностей общественно-политической рефлексии и имеют четкое представление о том, куда и как должен двигаться Казахстан. В таком случае вопрос из стратегического переходит в тактическую плоскость. Иными словами, он звучит таким образом: как сделать так, что бы намеченный транзит от президентской к реальной президентско-парламентской системе власти в соответствии с принципами меритократии был осуществлен максимально эффективно и последовательно?
Помимо этого, крайне важно, чтобы общественность, в том числе и экспертное сообщество, активно подключились к обсуждению этой проблематики и внесла свой вклад в развитие Казахстана в ХХI в. Это будет способствовать обретению власти и общества новых точек роста.
Руководитель ЦГИ «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев