-
Сегодня, 14:23
-
Сегодня, 14:22
-
Вчера, 11:23
Доклад канд. полит. наук, руководителя сектора изучения этнополитики и конфликтологии Геополитического центра «Берлек-Единство» Артура Сулейманова в рамках Международного круглого стола «Эффективная молодежная политика как инструмент противодействия религиозному экстремизму»
Главной задачей, особенно секулярного общества, а именно такое общество и формируется в целом в странах СНГ, является взвешенная, продуманная государственная политика в сфере борьбы с религиозным экстремизмом.
Данная политика должна быть, как совершенно справедливо отмечает Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, не «охотой на ведьм», а концепцией с расставленными приоритетами, действенными механизмами, и соответствовать тем демократическим принципам, которые являются общепринятыми в мире.
При этом каждая государственная доктрина борьбы с религиозным экстремизмом должна базироваться на собственных ценностных принципах с учетом специфики и особенностей социально-политического, культурного, психологического и географического характера.
Если мы говорим про СНГ, то для стран Содружества религиозный экстремизм – это чужеродный феномен, пришедший извне. В советский период такой проблемы фактически не было в силу вполне объяснимых причин, хорошо всем нам известных. В СССР господствовала коммунистическая идеология, которая не признавала религиозных воззрений. В силу этих причин народы России, Казахстана, Кыргызстана и других стран СНГ менее ортодоксальны и радикальны в своих религиозных воззрениях.
После распада Советского Союза и официального закрепления свободы вероисповедания на территории стран СНГ наблюдается значительный рост религиозности. Активизация религиозной жизни приводит к процессам сужения «секулярного поля», что находит своё воплощение не только в возрастании удельного социального веса конфессиональных объединений, но и в усилении их роли в современных политических процессах.
Рост религиозности в постсоветский период, как мне кажется, связан с конкретными причинами:
Во-первых, подтвердилась объективная закономерность социально- психологических и гносеологических корней религиозности. Общество столкнулось с новым вызовами современности (экономический дефолт, финансовые катаклизмы, идеологический вакуум, безработица 90-хх), что спровоцировало у людей ощущения незащищённости и страха.
Во-вторых, политический курс на либерализацию отношений сыграл не последнее значение в укреплении многонациональной и поликонфессиональной среды, развитие демократии и институтов гражданского общества, информационный плюрализм стали магистралью в вопросах религиозности.
Угрозы религиозного экстремизма принимают новые и изощренные формы. Несмотря на то, что террористические и радикально настроенные исламистские силы терпят поражение в открытых сражениях в Сирии, опасность их распространения не уменьшается. В связи с чем необходимо усиление координирующей роли стран СНГ в налаживании более эффективного партнёрства, неограниченного межпарламентскими, межведомственными взаимодействиями и своевременным обменом оперативной информации правоохранительных органов.
Основными «поставщиками» угроз экстремистского характера для России, Казахстана и других государств СНГ остаются международные террористические организации, действующие с территории Афганистана и ряда государств Ближнего Востока. Близость этой дуги нестабильности к нашим внешним границам создает реальную опасность экспорта в страны СНГ напряженности и сопутствующих ей социально-политических потрясений. Диапазон этих угроз весьма широк: от массового возвращения на родину боевиков из числа местных граждан, получивших за рубежом богатый опыт террористической и диверсионной деятельности, до расширения нелегального распространения в странах СНГ экстремистских идей и материалов, оружия и боеприпасов, а также наркотиков.
Освобождение 90% территории Сирийской Арабской Республики от террористических и экстремистских формирований является очень важным позитивным результатом. Решение военно-политических задач в Сирии, снижает численность террористов и экстремистов, и заставляет их отступать.
Учение «Душанбе-Антитеррор-2017» продемонстрировало всему международному сообществу ориентированность и серьёзность стран СНГ в вопросах борьбы с терроризмом и экстремизмом. В учении приняли непосредственное участие подразделения органов безопасности и специальных служб Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Учение впервые за долгие годы проходило в таком расширенном составе, что свидетельствует о глубоком понимании уровня террористических и экстремистских угроз, с которыми сталкиваются наши государства.
Новая модель идёт на смену, если говорить языком известного немецкого политолога и философа Макса Вебера, теории рациональной модели. Формируется бихевиористская (поведенческая модель), которая характеризуется совершенно иными параметрами, выраженными в таких категориях, как эмоциональная атмосфера, социальные коммуникации, интернет-общения, отсутствие конкретных ярко выраженных правил игры.
Всё еще осложняется тем, что это происходит на фоне таких сложных явлений, как самоидентификация тюркских народов, корректировка традиционного образа жизни и, самое главное, геополитического соперничества в регионе. Исламистский радикализм стал средством разрешения региональных кризисов и внедряется в молодёжные сообщества.
Основным способом вовлечения молодёжи в экстремистскую деятельность остается информационно-пропагандистское воздействие со стороны террористических и экстремистских организаций, использующих наряду с традиционными методами влияния современные информационно-коммуникационные технологии. Обладание эффективными информационными инструментами профилактики негативных процессов и оперативного реагирования на факты распространения экстремистских идей является важнейшим оружием в арсенале участников международной деятельности в сфере безопасности.
Поэтому проблему нельзя решить только силовым путем – надо бороться с ней по всем фронтам, начиная со школьной скамьи, с воспитания и формирования правильных ценностных ориентиров у молодого поколения. В свою очередь, чтобы решать такие задачи, необходимо серьезно улучшить социально- экономическое положение и оздоровить атмосферу в обществе.
Трудно эффективно бороться с пропагандой религиозного экстремизма там, где нет системной и комплексной молодежной политики, где не создаются рабочие места для молодых специалистов, отсутствуют ротация, годами нет обновления кадрового корпуса. В современном обществе молодые люди, которые не находят себе применение, уезжают на заработки в другие в города-мегаполисы, а та часть, которая не нашла или не захотела найти себе какого-либо достойного применения, попадает под влияние различных пагубных идей.
Для этого необходимы совместные усилия государственных и общественных структур. Важным является и обмен опытом стран СНГ в сфере реализации молодёжной политики.
Основными источниками религиозного экстремизма являются смена ценностных оснований развития общества, отсутствие объединяющей идеологии, трудно разрешимые социальные проблемы, усиление кризиса, коррупция, снижение общего уровня культуры, растущее социальное расслоение общества на бедных, богатых, духовная дезорганизация, дезориентация. Причин, действительно, много.
Считаю, что в современных условиях евразийская социализация молодежи СНГ, основанная на уважительном и дружественном отношении друг к другу, выступает ключевым фактором профилактики и искоренения агрессивных проявлений религиозного экстремизма, способствуя адаптации молодого поколения к новым демократическим условиям политической реальности.
Распространению религиозного экстремизма в молодёжной среде необходимо противопоставить все имеющиеся методы и приёмы, применение которых должно носить адекватный, разумный, но много вариативный характер. Для этого, в первую очередь, необходимо обратить внимание на образовательный компонент, повышать образовательную компетентность и навыки работы с современными технологиями представителей традиционных религий. Недопустимо технологическое отставание представителей официального духовенства от радикалов и экстремистов, которые уже активно используют в своей деятельности социальные сети и иные возможности Интернета, вовлекая в неё молодёжь.
Для профилактики религиозного экстремизма следует также обозначить следующие меры.
В обществе возникает реальная потребность в разработке концепции социального сотрудничества государства, как главного политического института, и традиционных конфессий, как институтов гражданского общества. В концепции могут быть отображены по пунктам условия, в соответствии с которыми, будет осуществляться совместная деятельность государства и института традиционного ислама.
Необходимо более целостно и критично подходить к анализу религиозных организаций, не все из которых настроены на адекватное партнёрство и пропаганду традиционного ислама.
И, наверное, самое главное уделить внимание образовательным компетенциям и социально-информационному образу представителей традиционных религий. Недопустимо, чтобы авторитет священнослужителей мог пострадать от «информационных войн», также следует обеспечить их физическую защиту.
Образовательно-просветительская деятельность представителей традиционных религий с использованием современных технологий – это кратчайший путь к профилактике религиозного экстремизма. Самым же эффективным способом противодействия ему, по моему мнению, служит формирование единого, стройно-безупречного (с позиций биографий священнослужителей) института традиционных религий, транслируемого в СМИ, имеющего свою историю, традиции, способного сосуществовать и взаимодействовать друг с другом.
Осознавая масштабность, серьезность и долгосрочность этого вызова мы как представители научно-экспертного и академического сообщества, должны помочь институтам государственной власти и управления найти оптимальный выход из сложившейся ситуации.
Не освоив её сегодня, мы можешь потерять нашу молодёжь завтра. И мы должны об этом помнить.