-
4-10-2024, 14:43
-
4-10-2024, 14:42
-
3-10-2024, 11:09
-
3-10-2024, 11:05
-
3-10-2024, 11:03
3 апреля в Астане прошла XIX встреча секретарей советов безопасности стран-участниц ШОС. Этот формат играет важную роль в борьбе с международным терроризмом и представляет собой «сверку часов», когда аккумулируется актуальная информация в интересах безопасности государств.
В последнее время таких коммуникаций по линии ШОС, ОДКБ и СНГ становится значительно больше. Это говорит о нарастании угроз терроризма и экстремизма, подпитывающих друг друга и имеющих глобальные последствия для международной/региональной безопасности.
И пока НАТО и ОБСЕ занимаются дальнейшей политизацией международных отношений, соревнуются в вопросах «накачивания» Украины оружием, в мире «три силы зла» набирают обороты.
Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев в Астане, выступая на XIX ежегодной встрече секретарей советов безопасности государств-членов ШОС, отметил, что в России обратили внимание на опубликованные 7 марта посольствами США и Великобритании предупреждения об опасности терактов в Москве.
Это говорит, по меньшей мере, о двух моментах.
Во-первых, прямым текстом прозвучал тезис о том, что Запад мог располагать информацией о готовящемся теракте, но не представил её.
Во-вторых, в странах ШОС относятся к этой версии серьёзно или, как минимум, считают её реальной.
Поэтому принцип неделимости безопасности на глобальном и региональном уровнях становится самым важным элементом в формуле безопасного мира. Об этом говорил и казахстанский лидер Касым-Жомарт Токаев на встрече с секретарями советов безопасности.
Он отметил, что количество региональных и локальных конфликтов за прошлый год выросло почти на 30 процентов и на этом фоне усиливается угроза международного терроризма.
Для Казахстана, который столкнулся в январе 2022 года с массовыми беспорядками, эта проблема воспринимается серьёзно. В ШОС продолжается поиск новых эффективных форм сотрудничества в борьбе с терроризмом. В каком-то смысле организация возвращается к своим истокам и активизирует борьбу с «тремя силами зла», но уже в новом измерении и с учётом новых возможностей. В том числе, расширения организации.
ШОС была основана в 2001 году. На сегодняшний момент в неё входят Индия, Иран, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Пакистан и Узбекистан. Среди стран-наблюдателей - Афганистан, Беларусь и Монголия. Странами-партнерами ШОС являются Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, ОАЭ, Турция и Шри-Ланка.
В июле 2023 года на саммите ШОС в Нью-Дели Иран стал полноправным членом организации. Там же Беларусь подписала меморандум об обязательствах в целях получения статуса государства-члена организации.
ШОС является образцовой организацией в вопросах международного сотрудничества по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Напомню, что именно в ШОС была принята ещё в 2001 году такая конвенция. Только за последние пять лет (по данным Секретариата ШОС) было рассмотрено более 400 предложений, которые уже реализуются или находятся в стадии итоговых обсуждений. Сформированы специализированные структуры ШОС, занимающиеся оперативной и аналитической деятельностью в вопросах противодействия внешним угрозам.
За это время удалось не только разработать внушительную нормативно-правовую базу, но и выработать механизмы и инструменты противодействия угрозам. Но на фоне активизации террористических организаций в мире и по периметру ШОС требуется обновление программы сотрудничества.
Взаимодействие в ШОС в очередной раз демонстрирует дружеский и стратегический характер этого сотрудничества. По многим вопросам международной и региональной повестки у государств близкие позиции.
Отмечу, что в условиях конфронтации отношений между Западом и Россией, США и Китаем возникают новые риски для Центральной Азии. Они в первую очередь связаны с попытками Запада «надавить» на союзников и партнёров России и КНР. Для этого Запад будет принимать самые разные решения. И переходить от угроз «вторичных санкций» к более радикальным действиям.
На уровне ШОС, ОДКБ, СНГ – эти угрозы воспринимаются серьёзно. Мы видим, какую политику проводят США в разных регионах мира. Поэтому для ШОС важно просчитать эти варианты и быть готовыми отразить угрозы.
Принципиальным моментом является то, что внутри ШОС незыблемым остаётся несколько правил.
Взаимное уважение суверенитета, невмешательство во внутренние дела государств и отказ от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах. Эти правила служат основой для развития взаимовыгодного и доверительного партнёрства между государствами.
При этом ШОС трансформируется. Если в 2015 году в Уфе принималась стратегия развития организации (до 2025 года) с учётом интересов шести государств на перспективу совместного развития, то теперь речь идёт уже о позиции двадцати шести стран. Это вместе со странами-наблюдателями и партнёрами по диалогу.
Полагаю, что в основе новой стратегии ШОС до 2035 года будут заложены, по меньшей мере, две магистральные идеи: формирование нового миропорядка и движение в сторону многополярности; ответ на вызовы и угрозы современности.
Многополярность не подразумевает хаоса и игры без правил, скорее тяготеет к новым смыслам в международных отношениях, когда учитываются голоса ранее не учтённых государств и регионов и возникают новые центры глобального/регионального притяжения. Как, например, ШОС или БРИКС.
Количество конфликтов прямо или косвенно затрагивающих ШОС с каждым годом только возрастает. Выделенные «три силы зла» модифицируются, комбинируются, приобретают новые черты и расширяют географию распространения.
Поэтому усиление в первую очередь должно проходить на уровне согласования Стратегии развития ШОС на последующие десять лет. При этом курс на синхронизацию политик ШОС, СНГ и ОДКБ должен продолжиться. В борьбе с современными угрозами необходима более консолидированная позиция этих организаций.
Государства-участники ШОС выступают за создание условий для долгосрочной стабилизации в Афганистане. И не последняя роль уделяется дипломатии на высоком уровне. Этот посыл поддерживается всеми партнёрами по ШОС.
Есть общее представление, что угрозы из Афганистана могут «переползти» в Центральную Азию, Россию, Белоруссию. Поэтому афганский вопрос вызывает обеспокоенность. И если ранее его решить не удавалось (напряжённость сохраняется), то сейчас в ШОС нужно находить новые пути, договариваться. Это непростой процесс, но самое главное, это политическая воля государств.
Полагаю, что саммит ШОС в Астане, который пройдёт 3-4 июля, может стать важной страницей в истории евразийской безопасности. В рамках председательства в ШОС Казахстан выступает с инициативой «О мировом единстве за справедливый мир и согласие». Вероятнее всего, этот документ будет принят летом. К его разработке подключены все государства-участники организации.
Астанинская площадка не единожды играла важную роль в принятии важных международных решений. Достаточно хотя бы вспомнить Астанинскую площадку по урегулированию сирийского кризиса. В этот раз тоже имеются высокие ожидания от предстоящего саммита.