-
17-01-2025, 11:59
-
17-01-2025, 11:58
-
17-01-2025, 11:55
-
17-01-2025, 11:53
-
15-01-2025, 11:20
Вчера Госсекретарь США Энтони Блинкен прибыл с рабочим визитом в Астану, где встретился с казахстанскими лидером Касым-Жомарт Токаевым, а также с главами внешнеполитических ведомств государств Центральной Азии. После министерской встречи в формате C5+1 Блинкен отправился в Узбекистан и в Индию на саммит G20.
«Азиатское турне», которое является первым для Э. Блинкена в должности главы внешнеполитического ведомства США, обещает быть насыщенным и интересным, по крайней мере, на выступления.
Так на встрече с К.-Ж. Токаевым американский дипломат говорил про партнёрство двух государств и поддержку реформ казахстанского президента. В ходе пресс-конференции (совместной с министром иностранных дел Казахстана Мухтаром Тлеуберди) Э. Блинкен высказался о последствиях, которые санкции против России оказывают на Казахстан и другие государства Центральной Азии. Также пообещал, что США будут финансово поддерживать страны центральноазиатского региона.
Если опустить официальную и хвалебную часть выступлений госсекретаря, то в них прослеживается конкретный политический сигнал России, Китаю и Центральной Азии.
Во-первых, официальная поездка в Астану, во-многом, является демонстративной. Не случайно Э. Блинкен начал своё турне с Казахстана, у которого с Россией самая длинная в мире непрерывная сухопутная граница. Добавим к этому, что Россия и Казахстан являются членами СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и считаются странами-инициаторами евразийской экономической интеграции. Через Центральную Азию проходят практически все сухопутные торговые маршруты Китая в Европу, в том числе, инициированный глобальный проект «Один Пояс – Один Путь».
Во-вторых, США постоянно мониторят ситуацию и пытаются найти уязвимые позиции в сотрудничестве России и Центральной Азии, Китая и Центральной Азии. При этом, вероятнее всего, в Вашингтоне трезво оценивают свои шансы. И они невысокие.
Поэтому сейчас применяют «мягкие технологии» в отношениях с Центральной Азией, связанные преимущественно с дополнительным финансированием стран региона.
Первую попытку предпринял ещё в ноябре 2022 года Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, который заявил, что ЕС лидирует по объёмам инвестиций в страны центральноазиатского региона и опережает по этому показателю Россию и Китай.
В-третьих, гипотетически США могут пойти и на более серьёзные шаги в отношении стран Центральной Азии. Основная цель – лишить политической субъектности и подчинить своей воле суверенные государства. То, что мы наблюдаем сегодня в Европе.
В любой другой ситуации этот вариант был бы приоритетным для США. Взаимодействие и взращивание оппозиции в странах СНГ, организация конструируемых переворотов – это то, что мы уже видели.
Но сейчас любая такая политическая провокация приведёт к обратному результату, «сворачиванию многовекторности» в пользу соседей. А это не входит в планы американцев.
Поэтому США будут пытаться воздействовать на Центральную Азию через экономические проекты, инвестиции и финансовые инструменты. По крайней мере сейчас. Но также нужно помнить, что США - это и не то государство, которое оказывает финансовую поддержку просто так.
В любом случае давление на те страны, которые продолжают сохранять налаженные экономические связи с Россией, будет только нарастать.
В-четвёртых, любые предложения Госсекретаря США Э. Блинкена не могут сравниться с выгодой, которую получают государства Центральной Азии от сотрудничества с соседями - Россией и Китаем.
Это тоже многие сегодня понимают. И если партнерские экономические связи с Россией прервутся, то отдельные экономики могут просто не выстоять. Слишком много факторов, связывают наши государства.
В-пятых, странами «коллективного Запада» принят уже десятый пакет санкций против России. Всё что могло сработать уже давно было использовано.
Это уже понимают и в самой Европе. Как и то, что России удается выдерживать санкционную нагрузку и по некоторым вопросам даже использовать её в своих национальных интересах (например, в сфере укрепления экономического и технологического суверенитета, политики импортзамещения).
Поэтому официальный визит американского дипломата скорее напоминает информационную компанию («отчаянный шаг») со стороны США по сбору коалиции для борьбы с Россией. И если политического эффекта от такой активности не будет, то хотя бы информационный шум поднимется.
«Азиатское турне» Э. Блинкена в Казахстан и Узбекистан ещё некоторое время будут обсуждать в международной (в том числе российской) экспертной среде. Информационный повод, действительно, с точки зрения политологического анализа интересный.
До этого времени США и вовсе интересовались Центральной Азией только выборочно. Энергетика, уран, гражданское общество, права человека – перечень волнующих вопрос был не велик. И вдруг такой интерес проснулся. Наверное, не к добру.