Мероприятия
-
23-05-2023, 11:1523-05-2023, 11:15
-
5-05-2023, 15:195-05-2023, 15:19
-
11-04-2023, 14:2611-04-2023, 14:26
Инфляционные опасения в странах ЕАЭС сегодня находятся на максимальном за последние несколько лет уровне. И особенно сильно население евразийской пятерки беспокоит, конечно, продовольственная инфляция. В России, Казахстане и Кыргызстане люди ежедневно сталкиваются с удорожанием тех или иных групп продовольственных товаров. При этом некоторые товарные группы даже неимпортируемых продуктов выросли в цене в несколько раз в период 2020-2021 гг.
Для обычного потребителя возникшая ситуация уже не поддается логике. В рознице дорожает даже та сельскохозяйственная продукция, цены на которую в летний сезон обычно снижалась. Фермеры стран ЕАЭС также отмечают очередной виток роста цен на ГСМ, что тоже подталкивает цены вверх. Усугубляет положение и засушливый период на территории рядя регионов России, а также в странах Центральной Азии. Кыргызстанские и казахстанские фермеры, к тому же, в этом году вновь испытывают дефицит поливной воды.
На этом фоне правительства стран Евразийского союза предпринимают попытки точечного сдерживания цен на стратегически важные товары. Так, в Казахстане и России применяются и нетарифные, и таможенные инструменты для снижения темпов продовольственной инфляции. К примеру, в течение последнего года в наших странах действуют ограничения на экспорт некоторых видов зерновых и другой сельскохозяйственной продукции. В России постоянно продлеваются соглашения по сдерживанию цен на продукты питания. В Казахстане для обеспечения прозрачного ценообразования заключаются антимонопольные комплаенсы. Однако такие меры можно признать разовыми. Их нельзя применять на постоянной основе, они не решают первопричины проблемы в долгосрочной перспективе.
Здесь нельзя не отметить, что продовольственный кризис и вышедшая за пределы коридоров инфляция - явления общемировые. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, индекс цен на продовольствие (FFPI) в апреле текущего года составил 120,9 п., что на 2 п. выше, чем в марте, и на 28,4 п. выше, чем в апреле 2020 г. Значение FFPI достигло максимальных значений с мая 2014 г., а продолжительность роста цен также является самой большой за последние семь лет.
В свою очередь индекс Bloomberg Agriculture, в который входят девять зерновых и «мягких» видов сельхозпродукции плюс соя, за последние шесть месяцев вырос на 41% и достиг максимума почти за четыре года. Главными причинами таких процессов является значительное увеличение закупок со стороны Китая, который восстанавливает свои резервы, проблемы с погодными условиями в странах Южной Америки, снижение урожайности в США, а также введение экспортных пошлин на пшеницу со стороны участников ЕАЭС. Не последнюю роль в удорожании продовольствия играют и усиливающиеся транспортно-логистические проблемы. Например, не так давно в мире неожиданно возник дефицит транспортных контейнеров, выросла цена фрахта. В результате, стоимость перевозки товаров из Китая выросла в три-четыре раза, что, конечно, также закладывается в цену продукции.
Усиливающиеся негативные тенденции, конечно, берут начало с общеизвестных кризисных причин пандемии. Всё это актуализирует перед правительствами евразийской пятерки, равно как и перед наднациональными органами, задачи обеспечения продовольственной безопасности.
В каком-то смысле о продовольственной безопасности в ЕАЭС заговорили достаточно поздно. Лишь в 2019 году Евразийской экономической комиссией вынесен на общественное обсуждение проект Концепции о коллективной продовольственной безопасности государств-членов. К тому же, проектный вариант этой Концепции подвергался критике со стороны экономистов за устаревшие подходы к мониторингу и оценке продовольственной безопасности, а также за отсутствие инклюзивного характера норм. Тем не менее, обновленный вариант документа одобрен ЕЭК и предполагает мониторинг продбезопасности по унифицированной для всех стран ЕАЭС системе. Однако в нынешнее время для государств объединения нужны конкретные практико-ориентированные меры поддержки.
Интересным представляется проект чрезвычайного продовольственного фонда ЕАЭС. Несколько дней назад на правительственном часе в Совете Федерации вице-премьер РФ Алексей Оверчук обозначил, что страны-участницы ЕАЭС уже начали обсуждать возможность создания чрезвычайного продовольственного фонда объединения. Такие программы не являются уникальными, и уже доказали свою эффективности в других государствах мира. К примеру, благодаря формированию продовольственного фонда в ЕС после кризисных 2007-2008 гг., многие развивающиеся экономики смогли экстренно усилить продбезопасность.
Также особое внимание со стороны государственных органов стран ЕАЭС уделяется модернизации транспортно-логистической инфраструктуры в призме задач усиления продовольственной безопасности. Помимо планов по формированию складов вдоль границ участников Евразийского союза, профильными органами ЕАБР сегодня инициируются исследования, которые в перспективе должны лечь в основу проекта Концепции Евразийской товаропроводящей системы. Развитие Евразийской товаропроводящей системы позволит интеграционному блоку комплексно решить ряд стратегических вопросов. Среди ключевых – повышение конкурентоспособности производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции.
Конечно, искусственное удержание цен на продовольственные товары в странах ЕАЭС сегодня имеет смысл. Однако таких мер недостаточно. В средне- и долгосрочной перспективе евразийским государствам предстоит решать первопричины барьеров продовольственной безопасности. И именно здесь наднациональная инфраструктура ЕАЭС должна максимально активно включаться в решение общих проблем государств.