-
17-09-2024, 11:47
-
17-09-2024, 11:42
В течение месяца Россия заменит доллар на другие валюты в структуре Фонда национального благосостояния. Одной из причин стала санкционная угроза сто стороны американского руководства. Впрочем, как отметил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, процесс дедолларизации идет не только в России, но и во многих других странах мира, обеспокоенных надежностью основной резервной валюты. Какой сигнал решение Москвы подает ее союзникам в ЕАЭС, разобрал руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
Дедолларизация российской экономики началась давно, однако только теперь Министерство финансов приняло решение отказаться от помещения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в долларовые активы, заявил министр финансов Антон Силуанов на Петербургском международном экономическом форуме. Однако в кулуарах ПМЭФ сразу пошли разговоры о том, чего добивался этой мерой первый вице-премьер Андрей Белоусов, а экономисты-либералы стояли насмерть.
США сейчас как никогда заинтересованы в международной поддержке своей валюты. В 2020 г. американскому правительству и ФРС пришлось спасать драгоценные пузыри на фондовом рынке, а с ними и финансовый бизнес. Ныне долларовая зона генерирует мировую инфляцию с особой силой. Об этой проблеме как раз Белоусов и сказал, подчеркивая внешний характер инфляции для России.
Следовательно, вытеснение доллара становится не только актом политики, но и средством обеспечения хорошего внутреннего ценового климата – международная торговля начинает работать на укрепление разных валют.
Именно в этом следует искать причину развития торговли за национальные валюты в ЕАЭС. «Доля расчетов в рублях составляет около 70%, в долларах – 20,7%, в евро – 7,3%. Также в расчетах внутри ЕАЭС используется казахстанский тенге, в последние годы его доля увеличилась, особенно в расчетах между Казахстаном и Киргизией. По данным Евразийского банка развития, в настоящее время около 74% расчетов внутри стран ЕАЭС осуществляется в национальных валютах», – говорит председатель Правления АО РОСЭКСИМБАНК Азер Талыбов. Таковы данные на начало лета, и они показывают, что доллару еще предстоит уменьшить свою долю.
На момент решения избавиться от доллара в ФНБ на него приходилось порядка 35%. Выход из активов в американской валюте должен произойти за месяц, и это реальный план, поскольку резервы правительства не так велики в сравнении с резервами Банка России.
Стоит отметить и то, что прежде на долларовые бумаги приходилось 45% ФНБ. Столько же было номинировано в евро, а на фунт стерлингов приходилось 10%. После баланс изменился: по 35% стало приходиться на доллары и евро, на юань – 15%, на японскую иену – 5%. По британской валюте особых решений пока не было; ее доля в ФНБ оставалась, и, вероятно, пока останется прежней (5%).
В плане изменения структуры резервов некоторые опасения вызывает только юань. Его ослабление может привести к потерям, но на сей счет нельзя быть уверенным и в иене. Общий же план таков: увеличить долю евро до 40%, а долю юаня – до 30%, вложить в золото около 20% активов, в фунты и иены – по 5%. Объем ФНБ на 1 мая 2021 г. Министерство финансов оценивало в 13,8 трлн руб. (приблизительно $185,9 млрд).
ФНБ представляет собой государственный резервный фонд, находящийся в распоряжении правительства и формируемый на основе дополнительных нефтегазовых доходов бюджета. В отличие от резерва Банка России, он не нужен для обеспечения внешней торговли, а имеет характер общих резервов.
Отказ от доллара в резервировании и внешней торговле сейчас большой угрозы для США не несет. Но происходит вытеснение доллара из континентальной Евразии, а это означает: экономический рост здесь никак не поможет США решить свои финансовые проблемы, даже обеспечения для доллара здесь создавать не будут. Наоборот, Россия и другие страны будут стараться от него избавиться в торговле и государственном резервировании. Этот процесс будет постепенно втягивать страны за пределами ЕАЭС и Евразии, так как переход на национальные валюты выгоден. Есть только одна проблема: он неудобен.
Доллар занял свои позиции благодаря успехам американской экономики XIX-XX вв. Он имел постоянное обеспечение в американском товарообороте – то есть, был крупнейший в мире рынок, где доллары были единственной валютой. В дальнейшем мировая торговля обеспечила американской валюте широкую опору, хотя теперь особое обеспечение доллару дает американский фондовый рынок. Его объем так велик и предложение ценных бумаг так активно росло все последние годы, что это давало смысл финансовому бизнесу во многих странах держаться за доллар, а точнее, работать с ним как с основной валютой.
Вытеснение доллара, идущее в России и странах ЕАЭС, едва ли будет само по себе полезным, если «американца» заменят валюты ЕС и Китая. Уже сейчас правильнее всего наращивать золотую составляющую резервов, тем более, что ясно: доллар будет дешеветь по отношению к драгоценным металлам.
Однако доллар будет дешеветь и в товарном выражении. Глобальная инфляция, прежде всего, выражает проблемы с долларом, с возросшей долларовой массой и сильно просевшим доверием к американской экономике и администрации. Эту проблему Вашингтон не решит. США придется в ближайшие годы наблюдать дедолларизацию мировой экономики.
Доллар нужно заместить новой резервной валютой. Для этого центральные банки БРИКС и других государств могли бы формально объединить золотые запасы и дать номинальное, ограничивающее количество, но не определяющее размен на золото, обеспечение новой электронной валюты. Она быстро начала бы вытеснять доллар, так как при всей красоте формула «торгуем за национальные валюты» имеет недостатки. Не все валюты одинаково или вообще устойчивы. А для мира без доллара должна быть создана лучшая его замена.
Василий Колташов, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества