-
Сегодня, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
Формирование межэтнического мира и согласия - задача, которая тяжело дается множеству государств мира. От связанных с национализмом и ксенофобией проблем не защищены ни экономически развитые страны, ни государства с меньшим уровнем благополучия населения. При этом, этнические противоречия осложняются другими кризисными факторами, и нередко выступают катализаторами мощных насильственных акций.
К сожалению, не являются исключением из этого правила и многонациональные постсоветские государства, которые также сталкиваются с локальными межнациональными конфликтами. На территории нынешних евразийских стран существуют перманентные очаги межэтнических столкновений. К примеру, уже несколько десятков лет сохраняется напряженность на армяно-азербайджанской границе. Однако, в постсоветском регионе встречаются и новые потенциально рисковые точки конфликтогенности не только межгосударственного характера, но и внутри одной страны.
Одним из последних ярких примеров здесь можно назвать Казахстан. В начале этого года в Жамбылской области на юго-востоке страны произошли столкновения между казахами и дунганами. В ходе беспорядков погибло 11 человек, и почти 200 получили ранения. Многие проживающие на этой территории дунгане были вынуждены бежать в соседний Кыргызстан. При всей массовости столкновений, крупный межэтнический конфликт разгорелся из бытовой ссоры представителей разных национальностей.
Совсем недавно в Казахстане значительно увеличили финансирование нескольких научных центров, занимающихся исследованиям национальной политики. Многие полагают, что это как раз связано с февральскими событиями в стране - власти республики намерены усилить внимание к этнополитике. Однако нельзя утверждать, что до нынешнего года в Казахстане не занимались национальными вопросами. Проблемы потенциальных межэтнических конфликтов изучались и ранее, в том числе в подведомственных структурах правительства, Совета безопасности, а также научными коллективами Казахстанского института стратегических исследований и других профильных учреждений. В то же время, несмотря на все государственные меры в этой области, локальные межэтнические конфликты случаются и сегодня.
Аналогичные процессы наблюдаются и в Кыргызской Республике. С момента обретения независимости, этнополитика Кыргызстана была нацелена на укрепление общегражданской идентичности. В этот период случилось несколько локальных конфликтов на юге страны между представителями разных национальностей, которым тогда не предавали должного внимания. В результате в 2010 г. в Ошской области Кыргызстана вспыхнул крупнейший для страны межэтнический конфликт, осложненный политическими противоречиями и иными кризисными факторами. Десять лет назад в результате этих крупных столкновений погибло более 400 человек, многие семьи покинули родной для себя регион проживания.
Примечательно, что у большинства межэтнических конфликтов на территории стран Центральной Азии, равно как и в других многонациональных постсоветских регионах, можно выделить общие характерные черты. Прежде всего, этнические столкновения часто вырастают из бытовых конфликтов, которые в свою очередь могут также иметь схожие причины. Нередко здесь замешан криминогенный фактор, передел сфер влияния. Зачастую дополнительным катализатором конфликта выступают и социально-экономические проблемы, а также политические противоречия.
Кроме того, межэтнические конфликты последнего времени в Центральной Азии отличаются массовостью. Не последнюю роль в этом играют новые механизмы мобилизации людей, и прежде всего социальные сети. Именно в такие моменты конфликт разгорается с ещё большей силой, вмешиваются дополнительные факторы стихийности. На этом этапе сама первопричина конфликта отходит на второй план, а этническая принадлежность, наоборот, главенствует. После эскалации противоречий агрессия и насильственные акции приобретают иррациональный характер.
Длительное время большинство государств постсоветского пространства в основном решали проблемы межэтнических конфликтов регламентацией межнациональных отношений. Однако это не принесло должного эффекта. Сегодня на первый план выходит необходимость проведения комплексной этнической политики. При этом системные меры по нормализации межэтнических отношений должны содержать не только ассимиляцию этнических меньшинств или формирование продуктивной межнациональной коммуникации, но и другие важные шаги.
Речь идет прежде всего о решении ключевых проблем, предшествующих этническому конфликту. К примеру, в зависимости от конкретного рискового кейса имеет смысл говорить о важности декриминализации этноменьшинств. Попутно нельзя забывать и о важности обеспечения неотвратимости наказания за совершенные преступления. Это поможет нивелировать риски эскалации бытовых конфликтов в массовые насильственные акции.
С другой стороны, не менее важны и меры по социально-экономической поддержке потенциально взрывоопасных регионов. Обеспечение равных прав, снижение разрыва доходов населения любой многонациональной страны само по себе является хорошим фактором низкой конфликтогенности. В системе с этнополитическими мероприятиями по формированию здоровой поликультурной и многонациональной среды, такие меры максимально снизят риски межэтнических конфликтов.