-
Сегодня, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
Уровень конфликтогенности и протестности мирового сообщества растет поступательно с начала нового тысячелетия. Отчасти это объясняется развитием общественных структур в рамках глобализационных трендов современности. Уровень жизни человечества сегодня высок как никогда, и все больше социальных групп вовлекаются в борьбу за свои права. С другой стороны, массовые конфликтные кейсы в странах и регионах, конечно, различны по своим источникам. Некоторые протесты имеют политическую подоплеку, другие – берут начало в несовершенстве социально-экономической политики. В свою очередь нынешний год характеризуется новым подвидом социальных конфликтов, которые можно назвать COVID-протестами.
Последствия пандемии уже выразились социальным недовольством во множестве государств мира. В частности, в Казахстане этим летом тоже прошли массовые протестные акции. Среди них выделяются протесты оппозиции. Многолюдные митинги прошли 6 июня во многих городах республики, несмотря на предупреждения санитарных врачей о недопустимости массовых собраний в сложившейся ситуации.
Конечно, протестный кейс Казахстана в июне 2020 г. носил прежде всего политический характер. Акции были организованы незарегистрированной Демократической партией, а также организацией Демократический выбор Казахстана. Последняя признана в Казахстане экстремистской.
Митингующие выдвигали требования о смене «политического режима Назарбаева» и освобождении политзаключенных. Однако помимо политических лозунгов на митингах звучали тезисы о необходимости выплат каждому казахстанцу в размере 125 долларов в качестве поддержки в условиях пандемии, возвращения земли и объектов, переданных в частную собственность и отмены кредитных задолженностей. Чуть позднее в Казахстане также прошла «молчаливая акция протеста матерей». Несколько женщин вышли с плакатами к зданию министерства труда и социальной защиты РК с требованиями увеличения детских выплат и списания кредитов. Некоторые лозунги даже содержали призывы отказа от вакцинации.
Первопричины протестных акций нынешнего лета в республике остались примерно те же, что и в прошлые годы. В отличие от ряда других государств, в Казахстане не наблюдалось массовых акций, направленных на послабление или отмену карантинных мер. Однако COVID-протесты характеризуются и другими отличительными признаками.
Прежде всего, как видно из лозунгов прошедших протестов, любые цели акций сегодня подкрепляются новыми требованиями, связанными с последствиями пандемии. Это, как правило, вызвано снижением уровня доходов домашних хозяйств, ростом безработицы и иными обострившимся социально-экономическими проблемами. Конечно, причины общественного недовольства подобного рода оправданы. Однако сами публичные акции в таких случаях, и особенно их агрессивные формы, только усугубляют ситуацию.
Разумеется, тяжело оценивать влияние массовых акций протеста на заболеваемость коронавирусом в той или иной стране. В большей степени на скорость распространения болезни положительно или негативно влияют объемы государственных мер поддержки, популярность использования средств индивидуальной защиты и другие факторы. Однако тяжело отрицать и то, что любые массовые скопления людей всё же провоцируют риски всплеска заболеваемости.
В таком ракурсе пандемия является двойным катализатором конфликтогенности общества, что также видно и на примере Казахстана. На ранее накопившиеся социальные противоречия накладываются новые кризисные явления. При этом в качестве центрального стрессора конфликта выделяются экономические проблемы населения (даже в рамках политического протеста). В свою очередь активные публичные массовые акции аккумулируют новые риски роста числа заболевших людей.
Тем не менее, нельзя утверждать, что социальный протест опасен даже в нынешнее время. Напротив, социальные конфликты мирного характера являются одним из эффективных инструментов решения какой-либо проблемы и волеизъявления населения. Однако очень важно сохранять именно ненасильственный характер таких акций. Кроме того, в сложившейся эпидемиологической ситуации имеет смысл изыскать новые инструменты выражения собственных идей.
В Нур-Султане это осознают, что подтверждается недавней либерализацией законодательства Казахстана, регламентирующего нормы проведения массовых акций. В то же время, формирование культуры мирного протеста - задача долгосрочная. Здесь важен системный подход к работе с молодежью, как наиболее активной группы протеста. Помочь в этом могут образовательные учреждения, общественные организации и профильные просветительские проекты.