Мероприятия
-
25-08-2023, 16:3025-08-2023, 16:30
-
28-07-2023, 14:1328-07-2023, 14:13
-
31-08-2023, 11:2031-08-2023, 11:20
-
7-08-2023, 15:407-08-2023, 15:40
В Евразийском экономическом союзе в качестве одной из основных целей заявляется обеспечение четырех основных свобод - свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В то же время, любая региональная торгово-экономическая организация устанавливает меры протекционистского характера. Это необходимо для защиты внутреннего рынка от демпинговой политики внешних игроков, поддержки отечественных производителей стран-участниц блока, и в равной мере - для пресечения нелегальной торговли на уровне наднационального рынка.
Вопросы недопущения контрафактной продукции на свою территорию всегда актуальны для любого государства или интеграционного объединения. В ЕАЭС эта проблема неоднократно обострялась по нескольким причинам. Во-первых, сами страны-участницы блока все еще не готовы отказаться от «серого» реэкспорта, так как такие ограничения ударят по бизнесу. Ярким примером здесь являются Кыргызстан и Белоруссия. Во-вторых, сказываются политические противоречия России со странами Запада. Геополитические прения и обмен санкциями Москвы, Вашингтона, Брюсселя и других акторов до сих пор сказываются на торгово-экономических отношениях как на внешнем рынке ЕАЭС, так и на внутреннем едином экономическом пространстве.
«Серый» импорт попадает в страны Евразийского союза из Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. Объективно, наибольшая часть контрафакта попадает на крупнейший в ЕАЭС российский рынок. В то же время, немалые доли оседают и в других странах торгового блока. Об объемах нелегального ввоза продукции можно судить и по официальным таможенным данным. К примеру, объемы импорта Кыргызстана из Китая нередко в десятки раз меньше показателей экспорта КНР в Кыргызскую Республику. Подобные расхождения в статистике наблюдаются и в торговле Беларуси с рядом европейских государств, и, опять-таки, в торговом сальдо Китая и дальневосточных регионов России.
Стоит пояснить, что проблему осознают и на государственном уровне стран-участниц ЕАЭС, и в наднациональных органах объединения. Торговые риски прослеживаются с различных ракурсов. С одной стороны, контрафактная продукция не проходит контрольные таможенные мероприятия, в том числе фитосанитарный и ветеринарный контроль, и является опасной. С другой - государства недополучают доход в виде ввозимых пошлин. В это же время, ни субъекты ЕАЭС, ни ЕЭК не могут единомоментно изменить правила торговли, так как согласовать ужесточение таможенного режима пяти государств довольно сложно. К тому же, это может негативно сказаться на доходах добросовестных предпринимателей, которые будут вынуждены более детально подходить к контрольным мероприятиям.
Пока в пяти государствах ЕАЭС, равно как на наднациональном уровне, нет единого работающего механизма противодействия «серому» импорту. Евразийцы попеременно ужесточают соответствующие таможенные требования по необходимости. Часто появляются сообщения об уничтожении контрафактных грузов в России, Казахстана и Кыргызстане. Однако, государства-участники объединения действуют точечно, и этих мер не всегда хватает.
Несколько дней назад в ЕЭК был сформирован оперативный комитет для разрешения проблемных вопросов перемещения товаров через границы Евразийского союза. Стороны также разрабатывают дорожную карту, призванную нивелировать торговые противоречия участников интеграционного объединения. Как сообщили Sputnik представители коллегии ЕЭК, «меры будут выстраиваться таким образом, чтобы страны, которые ограничивают доступ на свой рынок, были заинтересованы в открытии такого доступа. А страны, которые поставляют на этот рынок товары, захотели максимально быстро внедрить у себя современные технологии, которые покажут, что все товарные потоки "белые", проходят полную таможенную очистку».
Таким образом, стороны постараются решить две проблемы, вытекающие одна из другой. Прежде всего к компетенциям новой рабочей группы отводятся вопросы пресечения нелегальных торговых потоков. Одним из инструментов решения задачи может стать внедрение дополнительной маркировки ЕАЭС. Однако здесь важно понимать, что излишние меры негативно скажутся на трансграничном бизнесе поскольку маркировка продукции предполагает рост бюрократизации торговых процессов. Идеальным вариантом могут стать цифровые решения по маркировке товаров с прозрачными механизмами получения знаков качества.
Это в свою очередь будет способствовать разрешению в некотором роде естественных торговых противоречий государств, которые часто называют «торговыми войнами». Неизбежный характер споров государств евразийской пятерки обусловлен тем, что саму степень институционализации ЕАЭС пока нельзя назвать высокой. Отсюда и препоны в обеспечении свободы передвижения товаров и услуг. К слову, это не столько предмет критики наднационального объединения, сколько вопрос скорости его развития - всё же Евразийский союз довольно молодой торговый блок.
Исходя из этого, ждать быстрого разрешения торговых противоречий сторон опять-таки не приходится. Да и в целом, споры государств-участников вокруг принципиальных отраслей и групп товаров будут возникать и в будущем. Однако инициативы ЕЭК по формированию дорожной карты по решению противоречий, возникающих при перемещении грузов в ЕАЭС, уже являются хорошим показателем эволюции ответственности наднациональных органов интеграционного объединения.
Центр геополитических исследований «Берлек-Единство»