-
17-09-2024, 11:47
-
17-09-2024, 11:42
Выживает не самый сильный и не самый умный,
а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям.
Чарльз Дарвин
Среди наиболее актуальных тенденций развития мировой экономики цифровизация занимает особую роль. Внедрение цифры в глобальную экономическую систему дополняет другие процессы её трансформации, и в том числе регионализацию.
Страны Евразийского союза установили курс на развитие цифровой экономики практически одновременно с подписанием договора об образовании ЕАЭС. Однако, изначально на национальном уровне. Чуть позднее, в конце 2016 г. стороны приняли решение о формировании цифровой повестки Евразийского экономического союза, в рамках которой сегодня и реализуется политика цифровизации торгово-экономических отношений участников объединения.
В данном случае степень развития цифровой экономики государственного уровня определяет эффективность аналогичных процессов интеграционного блока. Это логично, учитывая, что прежде всего цифра должна закрепиться в максимально широком спектре элементов социально-экономических систем стран ЕАЭС. И к слову, уже сегодня прослеживаются неплохие успехи на этом поприще.
I уровень
К примеру, цифровизация очень активно продвигается в банковской сфере большинства государств евразийской пятерки. В современном мире эффективность и доходность любого банка напрямую зависят от доступности его продуктов в дистанционных режимах продаж и обслуживания. Большинство крупных игроков отрасли давно разработали и внедрили собственное программное обеспечение, в том числе мобильные приложения. И если раньше мобильный банкинг для физических лиц или бизнеса сам по себе был инновационным продуктом, то сегодня различные банковские интернет-площадки и приложения уже конкурируют между собой. На первое место выходят факторы юзабилити, удобства использования веб-платформ и цифровой лояльности к клиентам. В свою очередь банки со слаборазвитой цифровой инфраструктурой подчистую проигрывают конкурентную гонку.
Повестка цифровизации актуализируется и крупными IT-компаниями. К наиболее влиятельным игрокам отрасли на евразийском рынке, объективно, относятся российские Яндекс и Mail.ru Group. Эти компании давно вышли за пределы интернет-пространства и развивают сервисные проекты, в том числе такси-агрегаторы, каршеринг, службы доставки еды и многое другое. Цифровизация различных сервисов со стороны подобных влиятельных игроков формирует новые реалии сферы услуг. В результате, под требования рынка подстраиваются и другие акторы – субъекты малого и среднего предпринимательства. К слову, в нынешних условиях самоизоляции и карантина в странах Евразийского союза хотя бы минимальная степень цифровой активности для представителей малого и среднего бизнеса стала вопросом жизненной необходимости.
Однако обозначенные векторы цифровизации направлены снизу вверх – население и предпринимательство сами подстраиваются под новые тенденции. Обратный процесс (сверху вниз) инициируется государствами, и оба вектора цифровизации экономики не противоречат друг другу. Более того, качественный переход в эру цифры невозможен как без массового вовлечения экономических субъектов в цифровизацию, так и без государственного содействия этим процессам.
II уровень
Целевые программы и проекты, посвященные развитию цифровой экономики, реализуются в каждой стране-участнице ЕАЭС. Как правило инициативы государств направлены на решение идентичных задач по формированию правовой регулятивной среды, созданию нормативной и иной инфраструктуры.
Подходы к модернизации экономик евразийцев имеют схожие черты. Страны рассматривают цифровизацию в качестве одного из самых главных этапов перехода от постиндустриальной экономики к информационной. В связи с этим особое внимание в национальных программах уделяется подготовке высококвалифицированных кадров. Для решения этих задач принимаются меры поддержки профильных образовательных программ, развивается сеть технико-внедренческих специальных экономических зон, прорабатываются вопросы защиты венчурных инвестиций.
Вторая схожая черта национальных проектов цифровизации заключается в соответствующем преобразовании приоритетных отраслей экономики и социальной сферы. Здесь государства также демонстрируют схожие инструментарии решения этой задачи, однако различаются сами приоритетные сферы. Например, в Казахстане сейчас больше внимания уделяется технологической модернизации добывающей промышленности. В свою очередь белорусские коллеги достигли ощутимых успехов в цифровизации АПК и сопутствующего машиностроения. Сегодня в стране тестируются беспилотные технологии, позволяющие в автоматизированном режиме обслуживать крупные сельскохозяйственные угодья. В свою очередь Россия уделяет пристальное внимание внедрению концепции «умного» производства в обрабатывающей промышленности транспортной, авиастроительной и ракетно-космической отраслей.
III уровень
В условиях глобализационного кризиса двух обозначенных векторов продвижения цифровой экономики может быть недостаточно. Мало обеспечить модернизацию экономической системы одного государства. Важно чтобы эти процессы проходили и в экономиках основных торговых партнеров (желательно синхронно и по унифицированным правилам). Роль модератора здесь отводится интеграционным организациям.
На сегодняшний день продукты цифровой повестки ЕАЭС уже поддаются измерению и оценке. К примеру, в рамках единого экономического пространства протестирована евразийская цифровая платформа, позволяющая предприятиям промышленности выйти на общий рынок совместных закупок товаров, работ и услуг. Не за горами формирование полностью унифицированной наднациональной системы госзакупок. Стороны прорабатывают последние коллизионные нормы законодательств и вопросы совместного признания банковских гарантий.
С другой стороны, основные задачи ЕАЭС в этой сфере касаются обеспечения цифровизации торговых процессов и таможенных режимов. За последние несколько лет государства объединения ввели в действие несколько новых цифровых протоколов передвижения товаров, услуг и рабочей силы. Таким образом евразийцы постепенно движутся к цифровой трансформации товарооборота, выражающейся в единых классификаторах товаров, системе их трансграничной идентификации и иных средствах цифрового взаимодействия.
***
В обозримом будущем качество перехода к цифровой экономике будет тождественно её конкурентоспособности. Поэтому для формирования по-настоящему эффективной цифровой системы ЕАЭС важна синергия всех трёх уровней.
Невозможно организовать полноценный переход к цифре без инициатив и личного вклада бизнеса, без готовности населения использовать цифровые аналоги социальных и иных услуг. Одновременно с этим, государствам важно подвести под обозначенные процессы соответствующую правовую базу, обеспечить экономику квалифицированными кадрами и другими ресурсами. Наконец, нельзя упускать из внимания и наднациональную составляющую цифры. Координация и синхронизация модернизационных процессов в экономиках стран-участниц ЕАЭС формирует среду деятельности всех субъектов интеграционного блока – от индивида до крупных ТНК.