© Sputnik / Asatur Yesayants. Стороны договорились упростить проверки товаров, но строго следить за контрафактом. И там, и там помогут цифровые технологии.
Бюрократия и контрафакт – две проблемы для бизнеса и потребителей, которые обсудили на саммите ЕАЭС в Ереване. Из обсуждений последовало два важных вывода.
Вывод первый
Лучшие дороги приносят мало пользы, если машины на них стоят. Вопрос особенно актуален для Армении - анклава ЕАЭС. Попадая в Россию через Грузию, армянские грузовики нередко попадают в километровые заторы на КПП. И далеко не всегда здесь виновата пропускная способность дороги. Зачастую проверки, прошедшие в Армении (технические, санитарные и так далее) дублируются в России. То же самое, впрочем, касается и остальных четырех стран. В результате затраты на перевозку достигают 30% цены товара – втрое больше, чем в Евросоюзе.
Как сделать, чтобы санитарное заключение или сертификат качества одной страны принимались в другой? Эту задачу никто не может решить в одиночку. Для этого все пять стран должны открыто и честно обмениваться информацией о работе своих надзорных органов - до тех пор, пока никаких сомнений в качестве проверок ни у кого не останется. Дальше останется наладить оперативный обмен данными, чтобы, например, о санитарной проверке сыра из Беларуси, идущего в Караганду, сразу же узнавали на казахстанской границе. Готовых решений у вопроса пока нет, но начало пути обозначено.
Новые технологии могут очистить рынок от контрафакта. Страны ЕАЭС признали, что пробная программа по маркировке меховых изделий полностью себя оправдала: контрафактных шуб в странах Евразийского союза стало меньше в 8-12 раз. Поэтому теперь Евразийская экономическая комиссия получит новые полномочия по контролю над товарами, поступающими от третьих стран. ЕЭК будет предлагать для них новые способы маркировки. С их помощью можно будет считывать "всю подноготную" о товаре.
Среди других принятых решений – концепция по единому рынку финансовых услуг. Оговоримся, о единой валюте речи как не шло, так и не идет: до 2025 года эту тему не будут даже обсуждать. Речь не идет также о единых правилах по регулированию банков. Пока что стороны вырабатывают единые правила, по которым будут выдаваться кредиты, страховые полисы, а также вестись торги ценных бумаг.
Кроме того, стороны договорились выработать единые правила по поставкам и распределению природного газа. И снова оговоримся, здесь тоже единый рынок газа не обсуждается. Базу для него подготовят к 2025 году. Пока речь идет лишь о единых правилах технического регулирования (анализ калорийности и давления газа в трубе, правила поставок потребителям).
Среди всеобщего согласия под конец не обошлось и без легкой пикировки. Стороны начали обсуждать, кому и сколько полагается из евразийского "общего котла" таможенных пошлин. Доли Армении и Кыргызстана остаются прежними (1,22% и 1,9%). Казахстан получает 7,11%, Беларусь – 4,56%, Россия – остальные 85,32%. Минск заявляет о том, что недополучает свою долю, и требует увеличить ее на 0,3%.Так или иначе, для Армении и Кыргызстана ничего не изменится, поэтому вопрос обсудят между собой Беларусь, Казахстан и Россия. Следующий пересмотр таможенного "пирога" состоится в 2020 году. Конечно, таможенные пошлины - не главный источник доходов для стран ЕАЭС. Но и не последний: в Казахстане они составляют 3% с небольшим в доходах бюджета, в России и Армении – 4% с лишним, в Беларуси – более 5%, а в Кыргызстане – более 10%.
Сегодня же пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подтвердил, что страны договорились о новом распределении таможенных пошлин. Но каким оно будет и когда вступит в силу, пока не сообщается.