Мероприятия
-
31-10-2024, 11:3631-10-2024, 11:36
-
30-09-2024, 12:5330-09-2024, 12:53
-
24-12-2024, 16:4124-12-2024, 16:41
-
24-12-2024, 16:0624-12-2024, 16:06
В столице Китайской Народной Республике (КНР) – Пекине на днях состоялись встречи министров иностранных дел и обороны стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), что вызвало невиданный переполох в атлантическом «семействе» и особенно за океаном. Судя по комментариям западной прессы, нынешние обитатели Белого дома все еще имеют смутное представление об этой организации – ее военно-политическом и экономическом потенциале, возможностях решающего влияния на стратегическую ситуацию в мире.
В Вашингтоне, вероятно, уверовали в своем праве быть на планете «превыше и важнее» государств, не входящих в сферу его влияния, не разделяющих агрессивные атлантические постулаты. И вот из Пекина поступил для американцев и их западных партнеров ясный сигнал о том, что не все политические процессы мире определяются 900-миллиардным военным бюджетом НАТО и сотнями американских баз и подводных лодок, напичканных ядерными ракетами. Мир уже давно перестал быть однополярным, о чем, в частности, и свидетельствует гармоничное развитие ШОС, объединяющее в своих рядах более половины человечества и решающие экономические рычаги его развития на перспективу.
В прошлом году, как известно, к шести участникам ШОС – Казахстану, Китаю, Киргизии, России, Таджикистану и Узбекистану присоединились еще два таких крупных и влиятельных государства, как Пакистан и Индия. А еще 10 стран – Иран, Белоруссия, Монголия, Афганистан, Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка – являются в ШОС наблюдателями и партнерами по диалогу. Таким образом, влияние ШОС уже распространяется практически на весь азиатский континент и часть Европы. Страны, объединенные вокруг ШОС, замечают эксперты, рассматривают друг друга не как политических конкурентов, а в качестве партнеров и союзников, которые совместно выступают за соблюдение международного права, укрепление ключевого места и роли ООН в решении вопросов войны и мира.
Вполне естественно, что в ходе дискуссий в Пекине особое внимание было уделено международной деятельности ШОС, направленной на укрепление принципов уважения суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела других государств, мирного урегулирования кризисов и конфликтов. «Эта работа приобретает особое значение, когда США и их союзники предпринимают попытки подорвать процессы формирования полицентричного, демократического миропорядка», заявил, в частности, министр иностранных дел России Сергей Лавров. Один из последних и вопиющих примеров таких попыток – это агрессивная акция США, Англии и Франции против Сирийской арабской республики, которая закончилась позорным провалом.
Страны ШОС, замечают эксперты, дали принципиальную оценку военной агрессии атлантистов в Сирии, подчеркнув при этом, что будут и в дальнейшем отстаивать принципы международного права в политической, в военной и в экономической сфере. Их реализация возможна только при уважении суверенитета и территориальной целостности всех государств, отказе от попыток вмешательства в их внутренние дела с чьей-либо стороны, в условиях политического урегулирования любых споров и конфликтов, подчеркивается в заключительном документе пекинской встречи.
Этот документ имеет для развития ШОС принципиальное значение, поскольку определяет политическую тональность предстоящей в июне этого года встречи на высшем уровне глав государств организации, местом проведения которой станет Китай. Можно прогнозировать, что вопросы борьбы с международным терроризмом и укрепление общей безопасности в зоне ответственности ШОС, станут на саммите одними из наиболее актуальных и основополагающих.
В этом контексте министр обороны КНР генерал-полковник Вэй Фэнхэ на встрече в Пекине особое внимание уделил «повышение уровня сотрудничества в области обороны – одной из основных задач, поставленных главами государств ШОС перед военными ведомствами своих стран». Мы должны, подчеркнул он, постараться повысить уровень сотрудничества в области обороны и безопасности. Именно на это нацеливал партнеров по ШОС и председатель КНР Си Цзиньпин, который выступил перед участниками встречи. Это особенно важно в условиях расширения организации, новые участники которой полностью принимают и разделяют ее дух и цели. Такой подход, подчеркнул военный министр Китая, «будет демонстрировать миру сплочённость, единство, дружбу и цели сотрудничества в рамках и масштабах ШОС”.
Участники ШОС, отмечают эксперты, прекрасно отдают себе отчет в том, что ситуация в мире в последние годы серьезно обострилась и требует решительных и коллективных мер по ее нормализации. Есть общее понимание того, что, как подчеркнул в Пекине российский министр обороны Сергей Шойгу, «напряженность поддерживается в основном из-за США, которые желают сохранить роль гегемона в международных делах и задействуют для этого любые средства, включая военные». Пока вашингтонские власти к равноправному сотрудничеству с большинством членов ШОС не готовы, поэтому упражняются в ревизии основополагающих международных договоренностей, включая решения ООН.
США, отметил Сергей Шойгу, «декларируют, что не устраивающие их тенденции в международной политике и мировой экономике могут быть скорректированы путём опоры на военную мощь», что является опасным заблуждением. В этой обстановке мир и стабильность не обеспечить без тесного взаимодействия в области обороны и безопасности. Пришло время активизировать сотрудничество оборонных ведомств ШОС и объединить их усилия для обеспечения всеобщей безопасности, полагает Сергей Шойгу. По мнению экспертов, предложение прозвучало особенно весомо, если учитывать, что четыре государства – участники ШОС входят в первую десятку мировых держав с крупнейшими армиями и обладающие ядерным оружием. Это – Китай, Индия, Россия и Пакистан.
Российская сторона предложила также разработать более эффективные инструменты по блокированию проникновения международных террористических банд в зону ответственности ШОС, оперативно обмениваться по этим вопросам информацией, изучать опыт противодействия и борьбы на этом направлении, поддерживать тесные контакты на уровне высшего военного руководства. В качестве примера такого сотрудничества Сергей Шойгу назвал деятельность экспертной рабочей группы при Совещании министров обороны государств ШОС.
Богатый опыт борьбы с международным терроризмом, отмечалось на пекинской встрече, приобрела, в частности, Россия, когда ее воздушно-космические силы приняли участие в освобождении этого государства от фактической оккупации ИГИЛ, лидеры которой планировали распространить свое влияние на Афганистан, Центральную Азию и другие районы, вплоть до границ Китая. Положение в Сирии изменилось в 2015-м году, в результате успешных боевых операций российских ВКС и формирования реального антитеррористического альянса с участием России, Ирана и Турции.
От боевиков уже освобождена основная часть территории Сирии, с остальными террористами идут переговоры о прекращении боевых действий и сложении оружия. Российская миссия сосредоточена теперь на решении острых гуманитарных проблем Сирии. Создаются все условия для возрождения Сирии как единого, неделимого государства. Но это сложный и трудоемкий процесс, в завершении которого, отмечают эксперты, необходимы не только усилия России, но и других стран, в том числе и участников ШОС, многие из которых имеют в регионе конкретные политические и экономические интересы.
Поэтому-то глава военного ведомства России предложил своим коллегам из ШОС в полной мере учитывать российский боевой опыт, полученный в Сирии. Этот опыт будет, кстати, положен в основу сценария крупного совместного учения «Мирная миссия» стран ШОС, которое пройдет в августе этого года на территории России. В рамках военных маневров будет сформирована объединённая группировки государств – членов ШОС, которая проведет скоординированную и масштабную операцию по уничтожению условных террористических формирований.
Это особенно важно и актуально в условиях, когда сохраняется опасность проникновения с территории Афганистана исламистских боевиков в зону ответственности ШОС, в частности, союзников по ОДКБ в Центральной Азии. Не случайно, министр обороны России подробно остановился в Пекине на анализе ситуации в Афганистане. По его словам, обстановка там продолжает ухудшаться, несмотря на более чем пятнадцатилетнее присутствие в этой республике США и НАТО. По сути, заявил министр, атлантисты стремятся любыми способами закрепиться в этой стране в целях наращивания своего влияния на государства Центрально-Азиатского региона. Такая политика «фактически способствует активизации террористической деятельности на севере Афганистана», ведь число боевиков только ИГИЛ достигает там почти 5 тысяч человек».
Россия, как известно, принимает меры по локализации этого тревожного процесса, повышает, в том числе боевую готовность российских военных баз в Таджикистане и Киргизии, оснащает их современным вооружением и военной техникой. Осенью состоится ряд военных учений с коллективными силами ОДКБ по данной «тематике», которые пройдут на территории Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана по единому замыслу. Все это вписывается в общую стратегию ШОС в отстаивании мирового порядка.