-
Сегодня, 11:40
-
Сегодня, 11:37
«Публично аналитики озвучивают от трех до пяти сценариев развития ЕАЭС», - сказал политолог, руководитель ОФ «Мир Евразии» Эдуард Полетаеввыступая на заседании экспертного клуба на тему: «Эффекты и сценарии интеграционных процессов на евразийском пространстве».
StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта:
Евразийская экономическая интеграция сегодня является одной из важных тем для экспертного анализа. Ведь эффекты и сценарии интеграционных процессов носят серьезный и системный характер, потому что в реальности большинство прогнозов долгосрочного развития, разработаны они были правительственными структурами или экспертным сообществом, все-таки имеют относительно монотонный характер и каких-то системных изменений тренда на период прогнозирования, как правило, не предусматривают.
Например, специалисты Евразийского банка развития в 2012 году оценили макроэкономический эффект интеграции Беларуси, Казахстана и России в Единое экономическое пространство. Тогда было сообщено, насколько ВВП каждой из объединяющихся стран увеличится. Суммы были довольно внушительные.
Например, интеграция в рамках ЕЭП к 2030 году может дать ежегодный прирост ВВП России на 75 млрд. долларов, Беларуси - на 14 млрд. долларов, а Казахстана – на 13 млрд. долларов в ценах 2010 года. Но с тех пор появился ЕАЭС, в котором 5 стран-участниц. Наверняка подкорректировал многие оптимистичные планы и прогнозы экономический кризис. ЕАЭС в последнее время демонстрировал снижение объемов торговли из-за наложенных на Россию санкций, падения курсов национальных валют и других негативных тенденций. Только в 2017 году, по данным Евразийской экономической комиссии, наблюдается значительный рост внешней торговли.
Отличительная особенность интеграции на постсоветском пространстве состоит в том, что кроме получения традиционных эффектов от процессов развития, она еще преследует цель задействовать тот экономический и промышленный потенциал, созданный в советское время.
В первую очередь, это технологические цепочки, общность производства, примерно одинаковый научно-технический уровень производства, общая транспортная инфраструктура, коммуникации, сопредельность границ и связанные с этим выгоды, ну и дополнительные импульсы придает близкая языковая и культурная среда, которая тоже позволяет активизировать интеграционные процессы, связанные со сближением экономик.
Стоит отметить, что между странами экономическое сотрудничество не сбалансировано.
Присутствует экономическое доминирование России (территория, население, доля ВВП и т.д.). При этом ее доля во взаимном импорте не особо значительна.
Остальные страны ЕАЭС недостаточно взаимодействуют между собой. И это тоже характерный показатель, отличающий союз от того, что происходит в странах ЕС. Нужно сказать, что интеграция по типу ЕС все-таки служит каким-то определенным модельным образцом для наших стран. Но если товарооборот между странами ЕС в основном состоит из продукции обрабатывающей промышленности, то у нас, как правило, продукция первого передела, топливно-сырьевые товары и металлы.
Опыт реализации такого интеграционного проекта, как ЕАЭС, также характерен тем, что в нем задействованы политические драйверы. Важные решения, как правило, принимают политические лидеры, хотя много уже говорится о том, что такие интеграционные процессы неплохо было бы поддерживать снизу, чтобы и бизнес, и простое население получало выгоду от интеграционных процессов.
Максимально широкий круг экономических субъектов должен быть задействован в интеграции, акценты нужно перенести с макро на микроуровень в большей степени. Когда конкретные люди будут чувствовать выгоду от интеграции, то интеграционный проект будет иметь широкую поддержку.
Не секрет, что уже есть в публичном доступе некоторые сценарии развития ЕАЭС. Как правило, аналитики предоставляют от трех до пяти сценариев. Если они исходят из трех сценариев, то это, как правило, развитие евразийского проекта, как способа изоляции от мировой экономики, или как переходного периода на пути интеграции в мировую экономику, или же, как противовес уже существующим интеграционным объединениям.
Евразийское движение РФ подготовило три сценария долгосрочного экономического развития ЕАЭС до 2030 г. Это ЕАЭС как собственный центр силы, как транзитно-сырьевой мост, а также как продленный статус-кво. Многие сценарии предполагают будущее ЕАЭС, как развитие на пути от достижения полной интеграции до полного распада объединения.
В этой связи требуется конструирование реалистичных сценариев, позволяющих использовать максимальные положительные эффекты сотрудничества. Тем более, что открытый характер современной экономики приводит к необходимости анализа большого объема статистических данных, прогнозных материалов для определения эффектов и сценариев развития.
Стабильность - это обязательное условие успешной интеграции. Трудно в истории найти примеры успешного развития интеграционных проектов в условиях нестабильности. Теория международных отношений свидетельствует, что не может быть универсального закона, по которому развиваются интеграционные процессы. Есть такие условия как общность экономических ценностей и психологические факторы (знание партнеров, развитие торговли, интенсивность культурного обмена и обмена идеями).
Имеется также гипотеза о преобладании факторов коммуникации в образовании интеграционных сообществ и в поддержании их внутреннего единства, сплоченности. Языковое общение в данном случае рассматривается, прежде всего, с точки зрения обмена информацией.
В современных условиях для интеграционного успеха потенциально большое значение приобретают экспертные оценки. Их полезное влияние можно усматривать в создании позитивного образа интеграционных институтов и интеграционного объединения, а также выработке четких алгоритмов поведения, распределения ролей и преодоления конфликтных и кризисных ситуаций внутри интеграционной системы, развенчании различных страшилок и фантомов.
Имеются два известных фактора, обычно влияющих на формирование общего информационного пространства. Это информационный фон, создаваемый экспертами через СМИ и восприятие информации населением. Однако медийная подача фактов и мнений порой не соответствует реальному восприятию ситуации через личный опыт людей. С этой точки зрения эффективная экспертная работа в странах ЕАЭС должна быть направлена на формирование уважения к общим экономическим интересам, ценностям, к культуре, языкам, ментальности народов.
На мой взгляд, наиболее реален, с сегодняшней точки зрения, сценарий разноскоростной интеграции, когда каждая страна продвигается по пути сближения к общей для всех цели в том ритме, который позволяют ее возможности и ее интересы.
Уже с самого начала создания ЕАЭС было видно, что, к сожалению, пока это намного менее продвинутый интеграционный проект, чем как он задумывался ранее. И в этом как раз видно влияние разноскоростной интеграции. Например, до создания ЕАЭС вопрос возможного введения единой валюты претензий не вызывал, а сейчас он отодвинут в далекое будущее и не факт, что вообще единая валюта будет существовать на пространстве ЕАЭС.
Еще один возможный реальный сценарий - это развитие ЕАЭС как некоего дискуссионного клуба для периодических встреч, или зонтичной организации, которая будет решать те вопросы и проблемы, которые страны-участницы согласились передать на наднациональный уровень. А развитие экономик будет идти в большей степени на двусторонней основе. Но в этом много пессимизма, цифры же и факты 2017 года свидетельствуют о том, что положительные тенденции развития начинают преобладать.
Что же касается эффектов интеграции в рамках ЕАЭС, то по оценкам специалистов они обычно видятся в таких факторах, как рост ВВП и сбалансирование уровня экономического развития стран-участниц; снижение цен на ряд товаров после снятия торговых ограничений и уменьшение логистических издержек; увеличение конкурентоспособности общего рынка ЕАЭС, а также уровня заработной платы и производительности труда; повышение окупаемости новых технологий и т.д.