-
5-12-2024, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
Шавкат Мерзиёев вступил в должность Президента Узбекистана совсем недавно. Тем не менее за полтора месяца глава государства инициировал шаги дальнейшей модернизации экономики Республики. Речь идет прежде всего о разгосударствлении и либерализации национальной экономики. Справедливо будет отметить, что этот курс был взят при Исламе Каримове. Однако интенсивность работы нового президента можно признать весьма высокой.
Повышение степени свободы экономики Узбекистана в Ташкенте рассматривается в качестве главного импульса дальнейшего развития. Прежде всего, большие изменения предвидятся в работе валютного рынка. В стране существует проблема с конвертацией иностранной валюты, что сказывается не только на домашних хозяйствах, но и на бизнесе. Кроме того, парой недель ранее Шавкат Мерзиёев подписал Указ об упрощении и ускорении процессов приватизации объектов государственной собственности. Все эти меры принимаются с целью привлечения отечественных и иностранных инвесторов в экономику страну.
Ташкент прагматично не устанавливает критериев или особых предпочтений в выборе внешних торгово-экономических партнеров. Здесь возможно провести параллели с соседним Казахстаном, который избрав политику многовекторности, установил примат экономической выгоды. Объективно, в Республике Узбекистан обеспечен экономический рост. ВВП государства демонстрирует хорошую динамику. Однако для экономического развития властям страны важно привлечь длинные деньги.
Главными донорами капитала сегодня могут выступать несколько сторон. Но основа долгосрочных инвестиций приходится на резидентов стран Запада и США, а также Китая. Средства западных инвесторов интересны в призме развития производства Узбекистана. С Республикой здесь конкурируют соседи по центрально-азиатскому региону. Однако Казахстан и Россия до сих пор справляются с последствиями кризиса, и у Ташкента есть некоторая фора. Предстоящая либерализация экономики формирует неплохие преимущества для узбекского государства. Например, заинтересовать инвесторов может анонсированное создание специальных экономических зон. Немаловажным фактором привлечения внимания западных компаний также является развитая отрасль автомобилестроения Республики.
Китай для Узбекистана представляет интерес сразу с нескольких позиций. Прежде всего, КНР является одним из крупнейших импортёров узбекистанского газа. Отсюда и вложения Пекина в развитие добывающей и газоперерабатывающей промышленности Республики. Дополнительно, Китай уже традиционно выступает одним из главных катализаторов транспортных проектов региона Центральной Азии и евразийского континента. При этом речь идет не только о дорожном строительстве, но и о возведении логистическх хабов/складов. К примеру, для Ташкента перспективным направлением можно признать создание хранилищ для сельскохозяйственного сырья и продукции.
Узбекистан является четвертым по величине торговым партнером России среди стран СНГ. Несмотря на кризисные явления в экономике Российской Федерации, представители Республики Узбекистан всё же рассчитывают и на российские инвестиции. Можно предположить, что наращивание объемов российско-узбекистанского сотрудничества возможно, прежде всего, в нефтегазовой отрасли. Стороны способны увеличить взаимодействие в совместном освоении новых месторождений углеводородов. Кроме того, экономики двух государств довольно сильно взаимосвязаны ввиду интенсивности трудовой миграции граждан Узбекистана в Россию. Несмотря на то, что количество работающих на территории России граждан Республики Узбекистан в минувшем году снизилось на 15%, объемы переводов мигрантов до сих пор высоки.
Торгово-экономические отношения Ташкента с соседями по Центральной Азии в ближайшем будущем вряд ли ощутимо изменятся. Процессы либерализации экономики Узбекистана только набирают темп. Скорее всего и режимы торговли с соседями будут более свободны. Однако дело в том, что в основном нынешние объемы взаимодействия устраивают государства региона. Иными словами, для дальнейшего наращивания торгово-экономического сотрудничества внутри центрально-азиатского региона важнее структурные реформы в экономике каждого из игроков.
Касаемо участия Узбекистана в региональных экономических объединениях, можно предположить, что сложившаяся ситуация в краткосрочной перспективе также не изменится. В Ташкенте, конечно, пристально наблюдают за становлением Евразийского экономического союза. Однако пока страны ЕАЭС не пройдут период турбулентности, объективно, говорить о включении Узбекистана в систему единого экономического пространства нельзя. Скорее представители Республики будут наращивать взаимодействие с каждой из стран в отдельности. В то же время, интерес Ташкента к интеграционным проектам может повыситься после прохождения кризисного периода в евразийских экономиках.
Геополитический центр «Берлек-Единство»