-
Сегодня, 11:40
-
Сегодня, 11:37
По словам министра энергетики РК Каната Бозумбаева, в Казахстане возможна заморозка уровня добычи на ноябрьских значениях этого года. Дело в том, что в этом месяце показатели добычи были на пике. Глава ведомства сообщил, что на нефтедобычу на крупных месторождениях ограничения не распространятся. Речь идет о Карачаганакском, Кашаганском и Тенгизском месторождениях.
При этом снижение ожидается в Актюбинской и Кызылординской областях, где, по словам министра, прогнозируется «естественное падение добычи». По его мнению, введение искусственных ограничений возможно на месторождениях Западно-Казахстанской области – «там должна была быть увеличена добыча в начале года, но переносится увеличение добычи на второе полугодие».
Российские нефтедобывающие компании отреагировали на мировые договоренности позитивно. Глава министерства энергетики РФ Александр Новак отметил, что руководители компаний выражали готовность к сокращению объемов добычи. Контроль за снижением будут осуществлять группа мониторинга, состоящая из представителей нефтедобывающих компаний. Помимо этого существует и наднациональные комиссии контроля, куда вошли страны ОПЕК и другие государства, присоединившиеся к соглашению о заморозке и снижению уровня добычи.
Для крупнейших экспортеров нефти Евразийского союза – России и Казахстана достижение договоренностей почти тридцати государств мира о снижении добываемых ресурсов являются хорошим сигналом. Доказательством тому являются курсы национальных валют государств, которые сильно зависят от нефтяных котировок. Уже после заседания ОПЕК тенге и рубль укрепили позиции, хотя этот отклик пока незначителен. Тем не менее, относительно краткосрочный характер договоренностей будет воздействовать на рост цен на нефть. По мнению большинства экономистов, цена за баррель марки Brent достигнет 60 долларов.
Такой сценарий для Москвы и Астаны уже можно назвать позитивным. Здесь стоит отметить, что бюджеты государств не так давно были секвестрированы исходя из меньших прогнозных значений нефтяных котировок. Рост цены на нефть до 60 долларов за баррель уже предполагает значительное ослабление давления на бюджеты этих государств. Однако если в России предпринимаются довольно смелые шаги сокращения добычи, что возможно при учете масштаба экономики, то в Казахстане в аналогичных решениях более осторожны.
Согласно планам договоренностей резидентов и нерезидентов ОПЕК, в России добыча сократится на 300 тыс. баррелей в сутки. Фактически это половина от общего объема сокращения не являющихся участниками ОПЕК стран. Казахстан здесь значительно скромнее – в Астане говорят о сокращении в 20 тыс. баррелей в сутки. Министр энергетики Республики отмечает, что такое снижение «чисто символическое». Таким образом, Казахстан от масштабных договоренностей государств практически ничего не теряет. Снижение будет происходить за счет тех месторождений, которые и так находятся на грани истощения, или требуют инвестиций для дальнейшей разработки.
В то же время, для евразийских экспортеров нефти остаются риски характерные для всего мирового пространства. Речь идет, прежде всего, о добывающих компаниях США. Сегодня на рынок вновь выходит сланцевая нефть, поскольку цена выше 50 долларов за баррель для таких компаний уже приемлема. Иными словами, американские экспортеры все же будут тормозить рост мировых цен на энергоресурсы. К тому же, для всех игроков мирового рынка существуют риски потери части их долей, за счет той же сланцевой нефти. Россия здесь не исключение, а вот Казахстан не спешит существенно сокращать нефтедобычу. Однако даже при реализации этого сценария, постсоветские экспортеры не проиграют. Вынужденный маневр резидентов ОПЕК и других государств уже сказывается на росте цен, и доходы экспортеров нефти России и Казахстана все же вырастут. Под вопросом остаются лишь время и продолжительность позитивного тренда.
Геополитический центр «Берлек-Единство»