-
5-12-2024, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
Недавно Министерство экономического развития России подготовило прогнозный сценарий социально-экономического развития до 2035 года. Эксперты пришли к мнению, что прогноз ведомства можно признать неутешительным, и предрекли российской экономике длительную стагнацию. Дело в том, что сценарные показатели министерства предполагают рост экономики в среднем на 2-3% ежегодно. Это, по словам экономистов, незначительные цифры, что равносильно «длительной стагнации». В Казахстане к прогнозам российского Минэкономразвития также отнеслись с особым вниманием. Экономики соседей взаимосвязаны, взаимозависимы и представлены схожими проблемами. Позитивные и негативные явления в одном государстве транслируются на партнера, равно как и наоборот. Соответственно вопросы выхода из рецессии/стагнации актуальны и для Астаны.
Справедливо будет утверждать, что в призме прогноза Минэкономразвития РФ термин «стагнация» несколько некорректен. Таким образом эксперты и журналисты указывают на незначительные показатели роста экономики, хотя прогнозные индикаторы выше среднемировых. Дополнительно, все сценарные показатели имеют конъюнктурный характер и могут неоднократно меняться. Иными словами, это всего лишь прогноз.
Можно предположить, что Казахстану все же легче решить возникшие проблемы замедления темпов роста в сравнении с крупными партнёрами. Главным образом это обусловлено относительно небольшими объемами экономики государства, в сравнении с теми же российскими масштабами. Условно, «меньшими» экономиками легче управлять. К тому же, на сегодняшний день в Республике существует несколько основных проектов и программ, способных стимулировать экономический рост даже в условиях кризиса.
Кашаган
Несмотря на то, что в Казахстане заявляются приоритеты диверсификации экономики и отхода от сырьевой зависимости, нефтегазовый сектор страны остается бюджетообразующим. Снижение доли экспорта нефтегазовых ресурсов в формировании доходов государства возможно только при наращивании объемов выпуска продукции несырьевого сектора. Иными словами, несмотря на очевидную сырьевую зависимость экономики, отказываться от «нефтедолларов» никто не собирается. Более того, для быстрой и эффективной диверсификации нужны внушительные объемы вливаний, что в условиях кризиса еще актуальнее.
Таким образом, реализация новых нефтегазовых проектов является наиболее очевидным инструментом наращивания государственных доходов. Речь здесь, прежде всего, о Кашаганском месторождении, которое является главным инвестиционным проектом современного Казахстана. Буквально несколько дней назад мощности Кашагана были вновь запущены после длительного простоя. В среднесрочной перспективе месторождение способно компенсировать снижение объемов добычи в стране. Вместе с этим, разумеется, вырастут и объемы налоговых отчислений, а многие предприятия Республики получат новые контракты и заказы.
«Нурлы Жол» - транспортно-логистические проекты
К дорожному строительству в Астане относятся не только как к обязанности по обеспечению государства развитой сетью магистралей. Транспортно-логистическим проектам уделяется особое внимание. Они призваны раскрыть транзитный потенциал Казахстана, располагающегося в центре континента между крупнейшими промышленными и торговыми игроками. Уже по этим причинам дорожное и инфраструктурное строительство можно отнести к приоритетным инструментам выхода из рецессии и последующего обеспечения роста экономики. Однако помимо очевидных транзитных и экспортных выгод развитой магистральной и логистической сети, дорожное строительство обеспечивает высокий мультипликативный эффект.
Иные катализаторы
Власти Казахстана последнее десятилетие хватаются за любые возможности развития несырьевого сектора и притока капитала в экономику государства. В ход идут меры поддержки и популяризации предпринимательства, в том числе субсидирование приоритетных видов деятельности, легализация доходов и имущества, формирование позитивного инвестиционного климата. Сюда же можно отнести постепенную либерализацию экономики, интеграцию в торговые блоки наднационального масштаба, а также оздоровление финансовой системы и банковского сектора. Тот же проект Международного финансового центра «Астана» призван стать дополнительным маяком для привлечения средств инвесторов.
Таким образом, о возможности воплощения сценария длительной стагнации экономики Казахстана говорить тяжело. Власти уже не первый год формируют задел новой (несырьевой) модели экономики. Совмещенный эффект антикризисных и иных продуктов государственного менеджмента способен поддерживать экономический рост. Кроме того, доходы функционирующего нефтегазового сектора, а также факторы стабилизации мирового рынка тоже стоит учитывать.
Геополитический центр «Берлек-Единство»