-
Сегодня, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
На фоне серьезных внутриполитических процессов в последние несколько месяцев международная повестка для руководства Казахстана несколько отошла в тень. Однако новое программное интервью Нурсултана Назарбаева телеканалу «CNBC Arabia» актуализировало новые внешнеполитические Ак Орды. С чем связано появление очередного пакета казахстанских инициатив на международном треке?
А.Карпов: На самом деле я бы не сказал, что Ак Орда отложила внешнеполитические инициативы в долгий ящик. Всему свое время. На фоне все более явного тупика по сирийской проблеме президент Казахстана счел возможным озвучить свое виденье вопроса. Напомнив большим игрокам, что линия на взаимное умножение на ноль еще никогда не приносила желаемого результата. В очередную годовщину карибского кризиса это напоминание актуально как никогда.
Другой вопрос – что может предложить Казахстан? Ключевая фраза президента РК – «мировое сообщество должно объединиться против терроризма, решить конфликт в Сирии».
Все верно. Что мешает мировому сообществу объединиться? Очевидно, что разные подходы к механизмам борьбы против терроризма. Начиная с вопроса, кого в разряд этих самых радикалов относить.
Косвенно, об этом говорит и Нурсултан Абишевич – «запад, кто не знает нас, думают, что причиной всему являются мусульмане. Нет ничего общего между мусульманами и терроризмом». Но это далеко не единственная, хотя и фундаментальная причина. В Сирии идет борьба не только с ИГ, но и между потенциальными участниками " крестового похода". Вот здесь и нужен рецепт – как найти долгосрочную точку соединения интересов всех сторон, признающих, что радикалов нужно остановить.
Нурсултан Назарбаев называет в интервью оптимальный формат для такого реального объединения - в рамках ООН, всей мировой общественности. Ключевой формат здесь – «в рамках ООН». Ход мысли вполне очевиден – Астана два года будет иметь статус непостоянного члена Совета безопасности этой организации. Следовательно, можно ожидать активизации казахстанской дипломатии именно на этой площадке.
Но это все-таки игра на длинной дистанции. Тогда как ситуация в Сирии требует оперативных решений. Есть по-Вашему у казахстанского руководства некая дорожная карта действий в режиме «здесь и сейчас»?
Обратите внимание, казахстанский лидер апеллирует к диалогу между мусульманским и христианским миром. Акцент идет на вопросах глобального значения – предотвращение межконфессионального, межцивилизационного конфликта. В этой логике тема Сирии – только один, пусть и крайне важный элемент глобальной угрозы.
Мне кажется, что президент Казахстана и не намеревался в этом интервью давать конкретные рецепты, советы в плане решения сирийского вопроса.
С другой стороны, есть опыт решения очень сложного, пусть и ситуативного конфликта между Москвой и Анкарой. Вспомните, сколько было экспертных прогнозов, что-то вроде «это охлаждение на года». А Назарбаев сумел найти точки соприкосновения между двумя сильными лидерами и сильными личностями. Опираясь на личные контакты и, как мне кажется, знание людей. В сирийском конфликте эти механизмы могут ине сработать, но в любом случае обозначение позиции, государственных приоритетов Казахстана представляются мне важными и своевременными.
Нурсултан Назарбаев неоднократно выступал против тех, кто приравнивает понятия ислам и терроризм. В интервью он в очередной раз обратил внимание на недопустимость подобных высказываний. Однако мы видим, что прежние инструменты межрелигиозного диалога оказываются недостаточно эффективными. А новые методы противодействия идеологии насилия как-то не просматриваются.
Конечно, время форумов и конгрессов прошло. Требуются практические решения. Последние изменения в сфере управления духовной сферы РК показывают, что государство пытается найти новые формы работы на этом направлении. Но добиться практических результатов можно только опираясь на сильный человеческий капитал – управленцев, людей, готовых словом и личным примером противостоять радикалам в исламе. В этом корень проблемы для всех постсоветских стран. Острая нехватка идеологов как на уровне государственных органов, так и на уровне ДУМ.
Возвращаясь к инициативам Президента Казахстана, в какой степени они могут быть востребованы уже сейчас?
Если говорить о сирийском конфликте, то может быть востребован практический опыт президента Казахстана как опытного посредника высокого уровня. Ему доверяют в Москве и в Вашингтоне. Но учитывая фактор выборов в США мне кажется, что Белый дом намерен выбрать иную линию поведения, в которую предложения казахстанского лидера, прежде всего, относительно главенствующей роли ООН, могут не вписываться.