Культура тюркских народов России: единство многообразия

Экстремизму необходимо противопоставить религиозное просвещение

Алексей Чекрыжов: Прекращение прений участников ЕАЭС - это утопия

    Узбекская диаспора России: история и современность

    24-10-2016, 12:05

    Узбекская диаспора России: история и современностьДосоветский период

     

     Взаимосвязи между тюркскими и славянскими народами существовали издревле. В дореволюционный период узбеки преимущественно попадали в Россию в составе торговых караванов, посольств, различного рода миссий и т.д. В течение XVI-XVII в. Усиленно развивались торговые и дипломатические отношения Бухары, Хивы, Коканда с Российским государством. Формирование узбекской диаспоры в России можно отнести примерно к XVI-XVII вв.

     

     В 1558 г. в Среднюю Азию прибыл посол Ивана IV, который посетил Хорезм и Бухару. В 1559 г. в Москву с ним были отправлены ответные посольства из Бухары и Балха. Целью этих визитов было разрешение ряда вопросов торгового характера. Бухарский хан Абдулла просил Ивана IV о свободном пропуске его купцов в Казань, Астрахань и ряд других городов. Осенью 1559 г. в Москву прибыли два бухарских посла. Правительство Бухары через своих послов получило разрешение Бухарским купцам приезжать для торга в Астрахань. «Грамотами о купечестве» Ивана IV разрешалась торговля азиатским купцам и в других городах России. В 1563, 1566, 1583 гг. на Русь приезжали послы из Бухары и Самарканда. Они должны были урегулировать вопрос о торговых отношениях с Русью. В 1585 г. Бухарский хан Абдулла отправил своего посла Мухаммад-Али к царю Федору Ивановичу с товарами и подарками. Царское правительство интересовалось Средней Азией как базой в монопольной торговле шелком с Западной Европой. В 1589 г. Российское правительство разрешило бухарскому послу Достуму и Изюрскому послу Кадышу беспошлинную покупку товаров по пути их следования[1]. В 1598 г. в Москве находился хивинский царевич Мухаммад-Кул, близко общавшийся с Борисом Годуновым и другими представителями российской элиты того времени[2].

     

     В одном только XVII веке в России побывало множество среднеазиатских посольств, так только бухарских посольств было 13. В 1622 г. в Москве был хивинский царевич Афган, который вел переговоры с царем Михаилом Федоровичем (основателем династии Романовых)[3]. Ургенчский принц Абулазиз, не ужившись с отцом, с двумя тысячами войска сбежал в Россию, поселился под Астраханью, в селе Аджи. Этнографы и антропологи отмечают, что облик жителей астраханского села Аджи и их речь сходны с обликом и речью узбеков Ургенча[4].

     

     Весной 1634 г. на имя российского царя Михаила Федоровича (основоположника династии Романовых) поступила челобитная «бухарского купчины» Хаджи Ата-кули о разрешении ему беспошлинной продажи в Ярославле привезенных им «ево («бухарского царя Имам-гула») государевых товаров». Состав этих товаров проливает свет на характер российско-среднеазиатских торговых связей: «А товару, государь, со мною в Ярославль пришло царева: 2626 зенденей червчатых, да 2000 зенденей семенди цветных, 735 ансырей шелку ласу, 38 киндяков, 325 пестредей, 664 балха белых бязей, 30 азямов зенденных, 200 ямей бязи, 70 выбоек»[5].

     

     В 1644 г. российское правительство предписало сибирским воеводам принимать узбеков с почетом и всячески привлекать их в Сибирь[6]. Представители узбекской диаспоры уже в XVII в. привлекались российским правительством к государственной, чаще всего – дипломатической (но также таможенной, переводческой и т.д.) службе. Саидкул из Тобольска трижды (в 1653, 1658, 1668-1672 гг.) был в составе российских посольств в Китай[7], за что был удостоен наград. Мухаммад-Юсуп Касымов (из Астрахани) в 1675 г. был послан в Индию и Афганистан[8]. В 1688 г. Якуб-Мулла занимался в Астрахани переводом на русский язык официальных документов, написанных на арабском, персидском и различных тюркских языках. Ядгар Алимов (из Астрахани) неоднократно сопровождал русские караваны в Среднюю Азию. Первродчиком российского посольства в Пекине был Мулла Эрка, владевший китайским, монгольским и многими тюркскими языками[9].

     

    В 1685-1687 гг. Иркутск посетили 4 бухарских каравана, довольно крупных. Так, в октябре 1685 года в Иркутск через Тунку пришли 15 семей бухарских купцов и привели караван из 130 верблюдов. В 1686 г. в Иркутск прибыл 2-ой караван. Он был еще более многочисленным, 11 семей купцов на 172 верблюдах привезли на 2000 рублей (по иркутской оценке) текстильных товаров. Столь же крупными были и последующие два каравана[10].

     

     Целый ряд узбекских посольств посетил Петра I: в 1700 и 1703 гг. хивинские делегации посетили посольства от хивинских ханов Шах-Нияза и Араб-Мухаммеда, в 1713 г. - особая миссия хивинского подданного Ходжа-Нафаса, в 1720 г. – посольство от нового хана Хивы Аваз-Мухаммеда.

     

    Востоковед Г.И. Спасский упоминал посетившего СПб в 1779 г. бухарского посланника Ир-Назара Максутова, благодаря которому Екатерина II выделила деньги на строительство медресе в Бухаре («одно построено на иждивении императрицы Екатерины II, бывшим 1779 года в С. Петербурге Посланником от Бухарскаго Хана, Ир-Назаром Максютовым, и называется его именем»)[11]. К концу XVIII в. Число узбеков, поселившихся в Сибири, на Урале, в районах Астрахани, Оренбурга и т.д. превысило 20 тыс. чел.[12] По месту исхода их называли «бухарцами», «ташкентцам и» и т.д.

     

     В 1804 г. Россию посетило посольство бухарского эмира Хайдар-хана во главе с Абдулкаримом Бухари. В 1806 г. в одном из российских журналов писалось, что представители узбекской диаспоры России «держатся друг друга, и соблюдают через то отчизненные нравы… В поведении их сказывается изрядный природный разум, честность, вежливость; речение их умеренное, приятное, что происходит частью и от изрядного состояния их школ»[13].

     Офицер Отдельного Сибирского корпуса Ф. Назаров в своих «Записках» упоминает о Кокандском посольстве от Умар-хана, побывавшем в 1812 г. в России[14]. В этот же период хивинский караван-баши Атанияз Нияз-Мухаммедов выполнял особую миссию Александра I, пытаясь наладить контакты между Россией и Хивой. В 1815 и 1819 гг. посланник эмира Бухарского Хайдар-хана Азимджан Муминджанов, пребывая в России, выражал от имени эмира пожелание о направлении в Бухару русского посольства для заключения торгового соглашения.

     

    Целый ряд посольств был направлен в СПб кокандскими ханами (в 1822, 1828, 1831, 1841 гг. и т.д.). В 1831 г. хан Коканда Мухаммад Али-Хан отправил в СПб посольство с просьбой к императору Николаю I направить в Коканд горных инженеров и офицеров-артиллеристов. В 1841 г. в России было кокандское посольство, которое возглавил Мухаммад Халил Сахиб-заде. А. Вамбери в своем сочинении упоминает о хивинце Шукрулла-бае, который много раз бывал с поручениями в России.

     

    В 1857, 1869 и 1874 гг. с посольствами бухарского эмира Насрулла-хана Россию посетил бухарский просветитель Ахмад Дониш, написавший книгу «Путешествие из Бухары в Петербург»[15].

     

     Среди видных деятелей московской узбекской общины ХIХ в. отмечались купцы кокандец Ибрагимджан Ахунджанов, бухарец Абдул-Каримбай Сафаров, семья Хошаловых, мулла Салих Дусмаметов, мулла Миргулям Накшбанди и т.д.[16]

     

    В 1870-1890-е гг. в России жил бухарский принц Сайид Мир-Мансур (1863-1918), который жил в Санкт-Петербурге, обучался в Пажеском корпусе, а затем в Николаевском кавалерийском училище, получил звание офицера и служил в российской кавалерии до 1899 г., после чего вышел в отставку и вернулся в Бухару. Мир-Мансур был женат на грузинской княжне Софие Церетели, у них было несколько детей. Старший сын, Николай Церетели (1890 г.р.) в 1920-е гг. был одним из ведущих актеров Камерного театра Таирова в Москве, основным партнером знаменитой актрисы Алисы Коонен. В 1906 г. он вместе с отцом приезжал в Бухару, где навещал свою бабушку. Второй сын Мир-Мансура был офицером русской армии, награжден несколькими орденами, погиб в марте 1918 г. в боях с большевиками. У Мир-Мансура были также младшие сыновья Георгий и Валерий, дочь Тамара[17].

     

    Научное изучение узбекского языка было начато русским востоковедом М.А.Терентьевым, опубликовавшим в 1875 г. «Грамматику турецкую, персидскую, киргизскую и узбекскую». Он активно использовал любую возможность пообщаться с узбеками, жившими в России или бывавшими здесь наездами.

     Наследный принц бухарского престола, будущий эмир Сайид Мир-Алим-хан, учился 1893-1896 гг. в Николаевском кадетском корпусе. В дальнейшем Сайид Мир-Алим-хан, став эмиром, имел звание генерал-лейтенанта российской армии, придворное звание генерал-адъютанта, был кавалером ряда орденов Российской империи[18].

     

     Среди тех, кто жил, учился и часто бывал в России можно назвать таких деятелей узбекской культуры как просветитель Ажзи[19] (в 1901-1903 гг. он много путешествовал по России, был в Санкт-Петербурге, Москве, многих городах Поволжья), в начале ХХ в. Санкт-Петербургский Горный институт закончил кокандец Абиджан Махмудов (1858 – 1936) - первый узбек, получивший диплом горного инженера[20]. В конце Х1Х – начале ХХ вв. в России (Санкт-Петербурге, Москве и т.д.) неоднократно бывал хивинский сановник Шейх-Назар-есаулбаши Мухаммад-Мурад-оглы.

     

     В 1907-1908 гг. состоялся визит делегации делегации хана Хивинского, возглавляемой первым визирем Ислам-Ходжой. В составе делегации был Худайберген Деванов – пионер узбекского кино[21]. Определенную активность проявили в начале ХХ в. туркестанцы - депутаты Государственной Думы России – Абдувахит-кары Кариев и др. В начале ХХ в. хивинский хан Мухаммад-Рахим-хан II финансировал строительство канонерской лодки Балтийского флота, получившей название «Хивинец», а бухарский эмир Сайид Абд-ал-Ахад финансировал строительство аналогичной лодки под названием «Бухарец». Предметом гордости узбекской общины России является Соборная мечеть в Санкт-Петербурге, построенная в начале ХХ в. на средства эмира Бухарского (заложена при Сайиде Абд-ал-Ахаде, закончена при его сыне Сайиде Мир-Алим-хане).

     

     В 1911-1915 гг. в СПб на отделении естествознания издательства «Круг самообразования» учился будущий академик и первый президент Академии наук Узбекистана Ташмухамед Кары-Ниязов. В настоящее время в России (в Москве, СПб проживают потомки этого прославленного узбекского ученого. В 1916 г. многие узбеки были мобилизованы по Указу от 25 июня 1916 г. в рабочие дружины и отправлены в Россию на фронты 1-ой мировой войны. Часть из них активно участвовала в событиях 1917 г.

     

    Советский период

     

     Как отмечалось в СМИ: «В советские времена узбеков было много среди жителей Москвы, Ленинграда, других крупных городов»[22]. В 1921 г. в Москве был открыт Бухарский Дом просвещения, при котором были открыты различные образовательные курсы (языковые и т.д.), включая узбекскую тетаральную студию.

     

    В 1920-1930-е гг. только в Лениграде учились: один из первых профессиональных литературоведов Узбекистана Абдулла Алави (в Институте восточных языков в 1924-1927 гг.), лингвист Улуг Турсунов (там же, в 1927-1930 гг.), крупный узбекский писатель Камиль Яшен (в Институте лесного хозяйства в 1924-1927 гг.), аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР в 1936 г. закончил будущий первый директор Института истории и археологии АН Узбекистанана З.Ш. Раджабов. В 1935 г. в Ленинграде под руководством Ташкенбая Эгамбердиева впервые был создан национальный цирковой аттракцион узбекских канатоходцев, который проработал здесь вплоть до 1941 г.

     

     Важной вехой явились военные годы 1941-1945 гг., способствовавшие увеличению численности узбекской диаспоры в России. Узбеки в составе национальных дивизий и бригад (19, 99, 100, 101, 102, 103 Узбекские кавалерийские дивизии, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97 Узбекские отдельные стрелковые бригады и т.д.)[23], других частей и соединений отстояли Москву, Ленинград, Сталинград, освобождали Орел, Белгород, Воронеж, Курск, Ростов и другие российские города. Во время войны и сразу после ее окончания многие фронтовики-узбеки поселились в России – в местах, где они сражались, лечились после ранений и т.д.

     

     В послевоенный период узбеки продолжали получать образование в России. В 1950 г. Ленинградскую консерваторию закончил узбекский композитор И.И. Акбаров, в Ленинградском отделении Института востоковедения АН СССР работал будущий академик АН Узбекистана М.Ю. Юлдашев, в 1953 г. Институт им. И.Е. Репина окончил будущий народный художник Узбекистана Р.А. Ахмедов. В 1965 г. этот же Институт окончили скульпторы А. Байматов и Р. Чарыев. Позже (в 70-80-е гг.) Академию художеств в СПб закончили известные узбекские художники Баходыр Джалалов, Сабир Рахметов, Акмал Икрамджанов, Мухаммед Нуритдинов, ряд других художников Узбекистана. Выпускниками ЛГУ являются искусствовед Х.Н. Абул-Касымова (1958), исламовед М.К. Арипов (1967). С 1960 г. в России проживает известный кинорежиссер И.А. Хамраев - профессор кафедры режиссуры СПб Университета кино и телевидения, руководитель сектора культуры узбекской диаспоры СПб. С 1964 г. в России проживает самаркандец Х.И. Абдусаматов – ныне доктор физико-математических наук, заведующий лабораторией космических исследований ГАО РАН (Пулково).

     

     Узбекская диаспора в России в советский период была представлена не только интеллигенцией, но и также рабочими и крестьянами. Как отмечают специалисты-демографы: «В Узбекистане трудовая миграция существовала всегда как внутри…, так и … в другие республики СССР. Последняя происходила как в организованных формах (трудовые «вахты» в Нечерноземье, Казахстане, работа на новостройках Советского Союза по общественным призывам, оргнабор рабочих и др.), так и неорганизованно (в основном, торговля плодоовощной продукцией)»[24]. Социально-демографическая ситуация, сложившаяся в Центре России в 60-70-е гг. ХХ в. заставила, как отмечает экономист А.Л. Андреев, «ввозить узбекских и таджикских крестьян в российское Нечерноземье с тем, чтобы восполнить образовавшийся здесь дефицит рабочих рук»[25].

     

     Представитель узбекской диаспоры Свердловской области Ю. Исламов получил в 1988 г. звание Героя Советского Союза (посмертно) за героизм в боях с афганскими душманами[26].

     

    Современный период.

     

     Узбекская диаспора современной России проживает почти во всех субъектах РФ, но более всего узбеков в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, во многих местах Поволжья, Урала, Сибири. Организационно диаспора включает в себя такие общества и национально-культурные центры как Центр русско-узбекского культурного сотрудничества им. Тамары Ханум (Москва), Общество соотечественников Узбекистана «Умид» («Надежда») и землячество «Туран» (Санкт-Петербург), Национальный узбекский культурный центр «Алишер Навои» (Самара)[27], Региональные общественные организации «Зеравшан - Золотая Долина» и Узбекская община «Фаришта» (Воронеж)[28], Узбекский культурный национальный центр «Ферганская долина» (Новосибирск)[29], Узбекская национально-культурная автономия г. Красноярска, Красноярские региональные общественные организации Узбекский национально-культурный центр «Дустлик» («Дружба») и «Узбекская диаспора»[30], Узбекская община Ярославского отделения Ассамблеи народов России[31].

     

     Яркими представителями узбекской диаспоры России являются косонавт, Герой России Салиджан Шарипов, крупные бизнесмены Алишер Усманов и Искандер Махмудов, актер Фархад Махмудов, режиссеры Джахангир Файзиев, Али Хамраев, Эльдор Уразбаев, Эльер Ишмухамедов, Юсуф Разыков, певец Стахан Рахимов, литератор Вадим Муратханов, дипломат Пулат Абдуллаев, певица Азиза Мухамедова, профессор-философ Талиб Саидбаев, профессор-историк Мутал Халмухамедов, академик РАЕН Адхам Юнусов, общественно-политические деятели Нурали Латыпов и Рафик Нишанов, руководители региональных узбекских диаспор Анвар Хусаинов (Москва), Алиджан Хайдаров (СПб), Исраил Нурматов (Самара), Саидурад Холжигитов, Зафар Сафаров и Нодир Джураев (Красноярск), Мухуммадамин Абдулазизов (Новосибирск) и т.д. Только в СПб живут кинорежиссер, профессор, заслуженный деятель культуры РФ Искандер Хамраев, капитан 1-го ранга в запасе, бывший командир подлодки Б.А. Нармамадов, профессор-уролог Военно-медицинской академии Б.И. Набиджанов, заслуженный мастер спорта по фигурному катанию и тренер по теннису И. Ибрагимов, лауреат Госпремии, профессор А.Р. Рахимов, депутат муниципального образования Р.Р. Курбанов, президент УК ООО «Морской фасад» Ш.Ш. Кары-Ниязов (внук академика Т.Н. Кары-Ниязова), ректор ПЭИПК ФГОУ ДПО А.И. Таджибаев и т.д.

     

     Часто публикуется в России узбекский литератор Шамшад Абдуллаев. Русский язык, русский стих стал для Ш. Абдуллаева идеальным нейтральным пространством для встречи узбекского менталитета и среднеазиатского хронотопа с западным культурным и поэтическим опытом. Этот уникальный эксперимент оказался созвучен поискам российской неподцензурной поэзии, и в начале 1990-х гг. Ш.Абдуллаев становится постоянным автором «Митиного журнала». В 1992 г. его книгой «Промежуток» «Митин журнал» начинает свою книжную серию, в 1993 г. Ш.Абдуллаев получил Премию Андрея Белого - высший знак признания в русской неподцензурной литературе.

     

     В августе 2005 г. бизнесменом Х.П.Абдуллаевым в Москве была организована газета «Узбегим» на узбекском и русском языках, которая популярна не только в столице, но и среди узбекских общин всей России - Санкт-Петербурга, Поволжья, Урала, Сибири и т.д. Только в СПб расходится 3 тыс. экземпляров газеты. 25 февраля 2007 г. в СПб прошел благотворительный фестиваль «Солнце встает на Востоке». Фестиваль организован для детей и подростков с ограниченными возможностями. Организаторами фестиваля стали Российский этнографический музей и узбекская диаспора СПб. В рамках фестиваля прошли экскурсии по экспозиции музея – «Парад народов», «Встречайте Навруз», демонстрация фильмов о Средней Азии. Представители узбекской диаспоры СПб исполнили для детей национальную музыку и угощали блюдами узбекской кухни. 7 сентября 2008 г. в СПб прошёл праздничный концерт «День культуры Узбекистана», посвящённый Дню независимости РУз. В праздничной программе гости увидели яркое выступление узбекских артистов под звуки национальных инструментов и прониклись особой узбекской культурой. Интересным феноменом узбекской культуры в СПб является этно-фольк-группа «Обморок и мама» во главе с дойристом и вокалистом Ихтиаром Кадыровым. Членами группы являются А.Бараков (аккордеон), В.Погосян (клавиши), Кузыбай (тар), Мансур Саидов (тар).

     

     Каждый год в марте узбекская диаспора в Тюмени встречает Навруз. Он отмечается с размахом — народные гулянья продолжаются 2 недели. В первый день празднования тюменские узбеки устривают дефиле в национальных костюмах. Также проводится конкурс «Узун сач» — красавицы меряются длиной косичек, которых должно быть не менее 40. Все желающие могут полакомиться блюдами узбекской кухни, такими как плов, сумаляк, самса с зеленью и т.д.[32]

     

     Самарская региональная общественная организация «Национальный узбекский культурный центр «Алишер Навои» создана в 2006 г. Председателем правления избран Нурматов Исраилжон Исматжанович. Целями деятельности организации являются: достижение национального и духовного единства членов организации; сохранение и развитие узбекского языка и культуры, национальных традиций и обычаев; создание условий для более полной реализации прав и законных интересов граждан Республики Узбекистан. Организация проводит различные мероприятия, связанные с историей и культурой узбекского народа: «Навруз», День независимости Республики Узбекистан - 1 сентября. «Алишер Навои» участвует в областных и городских межнациональных мероприятиях, проводимых как администрацией города, так и Правительством Самарской области («Венок дружбы», «День города» и др.). Активными представителями организации являются узбеки-переселенцы. Организация способствует трудоустройству мигрантов, их правовой защите[33].

     

    10 декабря 2010 г. в Новосибирске прошла презентация недавно созданной общественной организации - Узбекский культурный национальный центр «Ферганская долина». Среди многочисленных гостей присутствовали: генеральный консул Узбекистана в Новосибирске А. Каюмов, представители администрации области, города, а также - еврейской, уйгурской, белорусской и других диаспор. Цели и задачи узбекского центра – познакомить новосибирцев с древней культурой, красивыми танцами, обычаями, традициями и конечно, бережно их сохранять, «чтобы каждый узбек знал свои корни». Планов у центра много. Есть уже и первые победы: узбекская танцовщица Лайло стала победительницей на конкурсе тюркских красавиц, который прошел в Новосибирске в ноябре 2010 г. в рамках фестиваля «Сибирская чайхана»[34].

     

     В Ивановской области мусульманские общины и диаспоры (в т.ч. – узбекская) добились от администрации разрешения для строительства Мусульманского культурного центра. Силами диаспор не один год действует детский межнациональный летний лагерь[35]. Ярославское региональное отделение Ассамблеи народов России (ЯрО АНР) существует с 2000 г. и объединяет представителей 17 национальных диаспор, в т.ч. узбекской, азербайджанской, дагестанской, таджикской, татарской, чечено-ингушской и т.д. Оно играет важную роль в общественной жизни Ярославля, имеет возможность влиять на межнациональные и международные процессы, активное продвижение позиций толерантности, мультикультурных ценностей[36]. В Подольске около 30 тыс. этнических мусульман, среди них не менее 10 тыс. узбеков. Местная духовно-культурная организация «Рахман» действует с 1999 г.[37].

     По инициативе деятелей науки, культуры и общественных деятелей двух стран в марте 2004 года в Москве прошла презентация Фонда «Форум культуры и искусства Узбекистана», целью которого является пропаганда богатейшего культурно-исторического наследия узбекского народа.

     

     С Узбекистаном активно сотрудничают 77 субъектов Российской Федерации. Особой активностью отличаются как раз те регионы, где действуют узбекские диаспоры. Областями Узбекистана открыто более 40 и прорабатываются вопросы открытия еще 15 торговых домов в различных регионах России. За 10 лет (1999-2009 гг.) более 1000 узбекских студентов стали обладателями стипендий на бесплатное обучение в вузах России в рамках узбекско-российского сотрудничества в области образования. Только в 2007-2008 учебном году представителям Узбекистана предоставлены 180 подобных стипендий[38].

     

     В целом ряде двусторонних соглашений оговаривается статус этнических меньшинств. Так, в статье 7 «Договора об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между РФ и РУз» от 30.05.1992 г. говорится: «Высокие договаривающиеся стороны гарантируют право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, индивидуально или совместно с другими лицами, принадлежащими к национальным меньшинствам, свободно выражать, сохранять и развивать свою этническую, культурную, языковую или религиозную самобытность и создают условия для поощрения этой самобытности, и не допускают каких-либо попыток насильственной ассимиляции»[39]. Данное положение полностью соответствует статье 1 «Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» от 18.12. 1992 г., которая гласит: «Государства охраняют на их соответствующих территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности»[40].

     

     Нельзя не сказать и о т.н. «новой диаспоре». В основном, выходцы из Узбекистана занимаются строительством, сельским хозяйством, работают на заводах в торговле, автосервисе, на предприятиях общественного мнения, в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании. Например, среди водителей общественного транспорта стало так много узбеков, что уже изданы и распространены среди них ПДД на узбекском языке[41]. Общая численность трудовых мигрантов из Узбекистана в России нестабильна, колеблется от 500 тыс. чел. до 1 млн. чел. Узбекские общины в меру сил помогают этим людям.

     

     Публикуется по сборнику "Историко-культурные взаимосвязи России и Узбекистана: материалы международных научных чтенийпамяти Алишера Навои (г. Астрахань, 26 февраля 2013 г.)" / сост. и отв. ред. А.В. Сызранов. – Астрахань: Издательство Color, 2013. - 159 с.

    Р.Р. Назаров 

    [1]Мухаммеджанова Л.П., Мирзакулов Б.Т., Мухаммеджанова С.Ж. Дипломатические и торговые связи Бухары с Россией XVI-XVIII вв // Горный вестник Узбекистана. (№ 25) 2006. http://mining-bulletin.geotech.uz/ru/archive/2006/25/64

    [2] Веселовский Н.И. Очерк историко-географических сведений от древнейших времен до настоящего. СПб., 1877. С. 126.

    [3] Жуковский С.В. Сношения России с Бухарой и Хивой за последнее трехсотлетие // Труды Общества русских ориенталистов. № 2. Пг., 1915. С. 18.

    [5]Перечень товаров, доставленных из Бухары в Ярославль купцом Хаджи Ата-кули (1634)// История Узбекистана в источниках. Сост. Б.В. Лунин. Ташкент, 1988. С. 65.

    [6] Зияев Х.З. Развитие экономических, политических и культурных связей Узбекистана с Россией (конец XVI – начало XIX века) // ОНУз. 1984. № 1. С. 30.

    [7] Яковлева П.Т. Первый русско-китайский договор 1689 г. М., 1958. С. 57, 96, 101.

    [8] Русско-индийские отношения в XVII веке. Сб. док. М., 1958. С. 191-192.

    [9] Зияев Х.З. Развитие экономических, политических и культурных связей Узбекистана с Россией (конец XVI – начало XIX века) // ОНУз. 1984. № 1. С. 34.

    [10] Мигалев П.Первые торговые люди Иркутска // «Капиталист» — иркутский журнал для предпринимателей № 01 (июнь 2004). http://www.kapitalpress.ru/archive/1/120/681/

    [11] История Узбекистана в источниках. Ташкент, 1988.

    [12] Зияев Х.З. Развитие экономических, политических и культурных связей Узбекистана с Россией (конец XVI – начало XIX века) // ОНУз. 1984. № 1. С. 30.

    [13] Цит. по: Зияев Х.З. Развитие экономических, политических и культурных связей Узбекистана с Россией (конец XVI – начало XIX века) // ОНУз. 1984. № 1. С. 33.

    [14] «Записки о некоторых народах и землях Средней Азии» Филиппа Назарова (1813-1814)// История Узбекистана в источниках. Ташкент, 1988. С. 162, 163.

    [15] Ахмад Дониш. Путешествие из Бухары в Петербург. Душанбе: Ирфон, 1960.Вахидов Х.П. Просветительство в Туркестане в Х1Х – начале ХХ веков // Основы философии. Ташкент, 1998. С. 165-171.

    [16] Хайретдинов Д. Узбеки, узбекская община в Москве и Подмосковье // Ислам в Москве. Н. Новгород, 2008. С. 274-276.

    [17]Гаспринский И. Точный перевод дневника его светлости эмира Бухарскаго. Казань, 1894; Искандаров Б.И. Бухара (1918-1920), Душанбе, 1970. С. 62-63; Назаров Р.Р. Сеид Мир-Мансур // Ислам в Санкт-Петербурге. Вып. 3. М.-Н. Новгород, 2009. С. 209-210.

    [18] Гаспринский И. Точный перевод дневника его светлости эмира Бухарскаго. Казань, 1894; Семенов А.А. Очерк устройства центрального административного Бухарского ханства позднейшего времени // Труды АН ТаджССР. Т. 25. Материалы по истории таджиков и узбеков Средней Азии. Вып. 2. Сталинабад, 1954. С. 9; Сухарева О.А. Бухара Х1Х – начала ХХ вв. М., 1966.

    [19]Муминов И.М. Из истории развития общественно-политической мысли в Узбекистане в конце ХIХ – начале ХХ вв.// Избр. соч. Т. 1. Ташкент, 1969; Раджабов З. Ажзи и Асири. Душанбе, 1951; Узбекская советская энциклопедия. Т. 1. Ташкент, 1971. С. 174-175.

    [20]Назаров Р.Р. Махмудов Абиджан Абдухалик-оглы // Ислам в Санкт-Петербурге. М.-Н. Новгород, 2009. С. 126.

    [21]Киреева С. Окно в новое прошлое // АиФ (Москва). № 13 (611) от 30 марта 2005 г.; Нормухаммедов И. Нашему кино – 100 лет // Класс. № 31. 3.09.2008 г.

    [22]Известия. 16 мая 2005 г.

    [23]Кирсанов Н.А. Национальные формирования Красной Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945 // Отечественная история. 1995. № 4.

    [24]Тюрюканова Е. Трудовая миграция в России// Отечественные записки. 2004, №4.

    [25]Андреев А.Л. Экономический механизм и историческая жизнь нации// Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ. 1999. № 2.

    [26]Исламов Ю.В.// Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Т. 2. М.: Воениздат, 1988. С. 842.

    [29]Новикова Э. Адрес «Ферганской долины» - Новосибирск. 14.12.2010 г.// http://www.megansk.ru/page/Adrec_Ferganckoi_dolini__Novocibirck.html

    [31]В гостях у Ассамблеи народов Ярославля // <a href="http://www.interethnic.org/News/070706_2

    * Мнение автора может не совпадать с позицией организации.



    

Анонсы

Еще

Мероприятия

Еще
Copyright © Геополитический центр «Берлек-Единство». Все права защищены.
Сайт разработан компанией ufa-wow