-
Сегодня, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
Одним из главных факторов формирования курса тенге, составления бюджета следующих лет и многих других процессов в Казахстане является цена на нефть. Именно события на мировом рынке нефти стали причиной кризисных явлений, падения государственных доходов и девальвации национальной валюты Республики. К слову, после уже неоднократного экстренного снижения курса тенге среди населения страны наблюдаются опасения очередной девальвации. Официальные лица страны утверждают, что причин для корректировки курса национальной валюты не наблюдается.
В ходе встречи с Нурсултаном Назарбаевым глава Национального банка РК Данияр Акишев сообщил о стабилизации ситуации на валютном рынке страны. По его словам на это повлияла относительная устойчивость цен на сырьевые ресурсы, а также аналогичные процессы стабилизации валют основных торговых партнеров. Стоит отметить, что зависимость курса тенге от нефтяных котировок в полной степени проявилась в первом квартале этого года, в котором и наблюдалось ощутимое снижение. Весеннее выравнивание, а также последние договоренности крупных мировых экспортеров о заморозке добычи позволяют говорить о благоприятном фоне для тенге.
Тем не менее, несмотря на определенные позитивные факторы, у государственных органов Казахстана остается немало относящихся к финансовому сектору задач, требующих решения уже сегодня. К примеру, до сих пор существует необходимость снижения интенсивности инфляции. В августе показатель инфляции составил 17,6%, в сентябре – 16,6%. Однако такие высокие значения обусловлены статистическим фактором – девальвационными процессами прошлого года. Согласно прогнозным данным, к концу года инфляция в Казахстане должна удерживаться в коридоре 6-8%. По сообщению пресс-службы министерства национальной экономики РК, за первые три квартала инфляция в Казахстане составила 5,6%.
Существует мнение, что Национальный банк сегодня искусственно сдерживает инфляцию за счет чрезмерного сжатия денежной массы «ошибочно». Дело в том, что за счет таких шагов, избыточная инфляция может перекинуться на следующий год. К слову, накануне финансовый регулятор Республики понизил значение базовой ставки с 13% до 12,5%, допуская дальнейшее снижение. Возможно, относительно небольшой шаг в 0,5% здесь обусловлен осторожностью Нацбанка и необходимостью выхода к плановым показателям к концу года.
Слабое уменьшение значения базовой ставки является позитивным сигналом потепления в финансовой среде, однако не имеет ощутимо большого значения для банковского сектора Казахстана. Кредитные продукты если и подешевеют, то несильно. Следующее решение по ставке будет приниматься в ноябре, и если Национальный банк решится на повторное понижение, банкам Казахстана (а значит и бизнесу) действительно станет легче. Примечательно, что именно в ноябре этого года страны ОПЕК должны прийти к договоренностям касательно квот экспорта нефти. При наиболее положительном для Казахстана сценарии участники организации подтвердят намерения сокращения добычи, что в свою очередь повлияет на нефтяные котировки и, соответственно, на курс национальной валюты страны.
Таким образом, определенные признаки стабилизации финансового сектора Республики действительно прослеживаются. Это, тем не менее, не означает, что Казахстан выходит из зоны кризиса. Здесь первоопределяющим фактором остаются цены на нефть. Верно будет утверждать, что нынешнее «потепление» позволяет снизить нагрузку на экономику. Важнее следующие шаги властей и реакция на внешнюю конъюнктуру. При среднесрочном сохранении позитивных трендов мирового сырьевого рынка и стабилизации экономик основных партнеров можно будет говорить уже не о поддержке, а о постепенном оздоровлении финансового сектора Казахстана.
Геополитический центр «Берлек-Единство»