-
3-12-2024, 09:40
Два года назад Казахстан стал одним из первых государств постсоветского пространства, власти которого ввели антикризисный режим управления развитием экономики. Не все инициативы по преодолению неблагоприятного периода можно было назвать упреждающими и своевременными, однако и затягивать с внедрением антикризисного плана в Астане все же не стали. К таким мерам властей можно отнести и принятие государственной программы инфраструктурного развития «Нурлы Жол», поддержку социального сектора, в том числе нивелирование последствий корректировки курса национальной валюты, а также неоднократную трансформацию государственного бюджета в призме снижения доходов.
Прошедшие два года в Казахстане не обошлись без экономических шоков. С другой стороны, их влияние на социальный сектор справедливо признается минимальным. Последствия девальвационных процессов отслеживались и нивелировались на государственном уровне. Административный ресурс не позволил развиться спекулятивным настроениям на рынке продовольственных товаров. Кроме того, государственные компенсационные гарантии получили вкладчики, чьи средства хранились на депозитах в национальной валюте. Нельзя не отметить, что кризисные явления также не повлияли на реализацию социально-значимых программ.
В 2015 году, тем не менее, был дан излишне позитивный прогноз роста экономики на текущий календарный год. В правительстве рассчитывали на 2,1% роста ВВП, однако уже в начале этого года ведомства снизили планируемый показатель до 0,5%. Это вызвано продолжающимся в 2016 г. снижением мировых цен на нефть в минимальных значениях первого квартала года. Последующий рост цен и их стабилизация позволили говорить о более позитивном прогнозе в 0,7% к декабрю. В то же время, по мнению представителей правительства, увеличение показателя прогнозного значения обусловлено и эффективностью антикризисных мер.
В начале сентября Нурсултан Назарбаев предположил, что у Казахстана уже в этом году существуют возможности отказа от антикризисной политики и переходу к «решению текущих проблем к выполнению задач стратегического развития». По его словам, к концу 2016 г. государственный бюджет пополнится на 2,46 млрд. долларов дополнительных доходов. Можно предположить, что вопрос отказа от антикризисной политики в Астане рассматривается, однако вряд ли такого решения стоит ожидать в краткосрочной перспективе. Несмотря на относительно безболезненное преодоление последствий падения мировых цен на нефть, экономика страны все еще подвержена воздействию внешних конъюнктурных факторов. Так или иначе, даже номинальное завершение антикризисной политики будет предполагать продолжение выстраивания защитных мер.
Иными словами, от формата антикризисного управления Астане в ближайшее время не отказаться. Однако такой подход представляется наиболее прагматичным. Последние инициативы правительства, в том числе и реализация государственной программы «Нурлы Жол», доказали свою состоятельность и эффективность. Контролирование воздействия негативных внешних факторов на внутреннюю среду позволило пройти неблагоприятный период с минимальными потерями.
Объективно, нефтегазовая отрасль Казахстана пока остается приоритетной в призме формирования государственных доходов. Для диверсификации экономики нужно время. Это значит, что мировые нефтяные котировки остаются одним из главных факторов роста экономики государства. Но Казахстан все еще обладает неиспользованными ресурсами, которые могут содействовать повышению показателя экономического роста. Антикризисная политика здесь выступает в качестве инструмента преодоления неблагоприятного периода низких цен на энергоресурсы, с чем в Астане успешно справляются, однако успех стоит развивать.
Геополитический центр «Берлек-Единство»