-
3-12-2024, 09:40
В последнее время в Казахстане возобновились обсуждения эффективности Кашаганского месторождения в системе нефтегазовой отрасли и национальной экономики в целом. В настоящий момент ремонтно-восстановительные работы на месторождении практически завершены, и в ближайшее время процессы добычи будут запущены вновь. Повторный ввод в эксплуатацию кашаганских мощностей приходится на неблагоприятный период кризиса в экономике Казахстана. При этом главной причиной кризисных явлений представляется значительное снижение мировых цен на энергоресурсы, и прежде всего на нефть. Введение в эксплуатацию месторождения Кашаган в таких условиях порождает мнение, что запуск новых добывающих мощностей является следствием невозможности диверсификации экономики.
Подобный уровень скепсиса, думается, все же не соответствует действительности. Казахстан объективно является экспортно-сырьевым государством. Однако такая модель экономики не несет в себе абсолютно негативного содержания. Справедливо будет утверждать, что сырьевая направленность обусловливает немало уязвимостей национальной экономики, которые и обнажились сегодня – в период падения цен на нефть. Именно эти уязвимости призвана устранить обрабатывающая промышленность, развитию которой сегодня так стараются придать импульс в Казахстане. Отказываться от экспорта ресурсов при этом было бы нерациональным решением.
Программы по диверсификации экономики в Республике Казахстана сравнительно молоды. Проблемой необходимости повышения доли несырьевого сектора в экономике занимаются меньше десяти лет. Акценты делаются на отрасль обрабатывающей промышленности и на популяризацию и развитие предпринимательства. К слову, такие меры применяются в большинстве схожих с Казахстаном экономиках. К примеру, у тех же Нидерландов на лечение «Голландской болезни» ушло несколько десятилетий.
Этим термином называют влияние стремительного роста отдельного сектора экономики на другие. Традиционно, понятие «Голландской болезни» применяется к странам с высокой долей экспорта сырьевых ресурсов. Казахстан сегодня проходит через те же стадии развития экономики, что и другие государства, некогда подверженные излишнему влиянию высокой доли добычи углеводородов на другие отрасли. Однако для РК лечение этой болезни должно характеризоваться не отказом от экспорта ресурсов, а повышением удельного веса отраслей, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью.
Отсюда и обоснование важности скорейшего ввода в эксплуатацию мощностей месторождения Кашаган. На воплощение любых государственных инициатив нужны средства. Падение мировых цен на нефть вынуждает увеличивать объемы добычи и экспорта – доходы государственного бюджета снижаются, а значит приходится продавать больше. В этой призме Кашаган не является показателем несостоятельности политики диверсификации экономики страны. Напротив, новые добывающие мощности призваны обеспечить реализацию множества программ развития обрабатывающего сектора.
Современные трудности национальной экономики Республики представляются естественными на данном этапе развития государства. Сверхдоходы от продажи сырьевых ресурсов прошлых лет расходовались на выстраивание нового суверенного государства, формирование множества деталей социально-экономической системы Казахстана. Чуть менее десяти лет назад в Астане приступили к программам обеспечения независимости экономики от экспорта сырья. Обрабатывающая промышленность и сектор предпринимательства действительно повышают свои позиции в структуре экономики, пусть и медленно. Но одновременно с этим развивается и нефтегазовая отрасль. Диверсификация же предполагает повышение доли несырьевого сектора, но никак не снижение количественных показателей нефтегазовых отраслей. Для Астаны важны обе составляющие.
Геополитический центр «Берлек-Единство»