-
5-12-2024, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
Во время существования СССР Каспийское море являлось зоной советско-иранских политических и экономических интересов, а правовой режим регулировался двусторонними договорами 1921 и 1940 годов. Но распад Советского Союза привел к появлению новых субъектов международного права – Азербайджана, Казахстана и Туркменистана. Они потребовали установить новый правовой статус, что вызвало немало сложностей. Раздел Каспия до сегодняшних дней остается предметом неурегулированных разногласий, но ожидается, что в 2018 году может быть поставлена точка в этом вопросе. Существование споров между бывшими республиками СССР и Тегераном не мешает осуществлять взаимовыгодное сотрудничество в Каспийском регионе.
Исламская Республика Иран на протяжении почти четырех десятилетий находился в международной изоляции. Это не позволяло полностью реализовывать экономические возможности страны. Намерения западных стран по превращению государства в некий сырьевой придаток провалились. За эти годы экономика республики не только окрепла, но и превратилась в одну из крупнейших в регионе. Теперь же санкции Совета безопасности ООН были сняты с Ирана, и появилась возможность реализовывать совместные экономические проекты с другими государствами мира. Тегеран сразу же нацелился заключить геополитические и геоэкономические союзы и с прикаспийскими странами.
Несмотря на международную изоляцию Ирана, Республика Казахстан, получив независимость, установила с ней дипломатические отношения. Но сложившаяся обстановка не позволяла использовать весь потенциал экономического сотрудничества. На современном этапе общность геополитического расположения в рамках Каспийского региона во многом обуславливает характер взаимоотношений между странами. Астана рассматривает Тегеран, прежде всего, как важнейший транспортно-логистический узел. У Казахстана, не имеющего выхода к морям, есть общие границы с Ираном через Каспийское море, а там и кратчайший выход к Персидскому заливу, затем и к мировому океану. Тем самым РК может преодолеть свою географическую замкнутость. Реализация совместных проектов транспортно-коммуникационного характера на Каспии позволит Астане отправлять отечественные товары во все уголки мира. В связи с этим даже продолжающиеся дискуссии вокруг определения правового статуса, раздела дна и вод моря между государствами не могут помешать развитию взаимовыгодного сотрудничества в области грузоперевозок в Каспийском регионе.
В настоящее время у РК с прикаспийскими государствами – Азербайджаном, Россией и Туркменистаном – подписаны соглашения о сотрудничестве в области морского торгового судоходства на Каспии, что способствует активному развитию перевозок. Аналогичный договор Астана планирует подписать и с Тегераном в текущем году. Внутригосударственные процедуры по согласованию проекта соглашения уже завершены, и в ближайшее время документ передадут иранской стороне. Его подписание будет означать сформирование единого правового поля для развития морского торгового судоходства между портами двух государств. Если сейчас объем грузооборота между Казахстаном и Ираном по морским путям составляет порядка двух миллионов тонн, то в дальнейшем ожидается его значительное увеличение.
Между тем страны планируют активизировать сотрудничество и в нефтяной отрасли. Дело в том, что Тегеран после снятия санкций стал наращивать объемы производства и экспорта нефти. В итоге, ему удалось добиться досанкционных показателей. Поэтому Иран в течение сентября планирует возобновить сделки по обмену сырой нефтью с прикаспийскими странами. Речь идет о возобновлении своп-операций. Напомним, что Астана начала поставки нефти по своп-схеме с Ираном еще в 2005 году в объеме 27 тысяч баррелей в сутки, а на следующий год наблюдалось увеличение до 82 тыс. Получая нефть в порту Нека (на берегу Каспийского моря), Иранская компания нефтяных терминалов передавала ее на НПЗ в Тегеране и Тебризе, отправляя такое же количество сырья с острова Харк в Персидском заливе. Но в 2010 году нефтяные своп-операции как с Казахстаном, так и Туркменистаном и Азербайджаном были прекращены. В прошлом году глава департамента по международным делам Национальной иранской нефтяной компании Мохсен Гамсари сказал о том, что Тегеран после снятия санкций готов возобновить поставки нефти по своп-схеме с соседними странами с учетом наличия соответствующей инфраструктуры. Тогда в Министерстве энергетике РК заявили, что такие переговоры не ведутся. Но, как стало известно, Казахстан, а также Россия проявили заинтересованность в возобновлении своповых поставок сырья. Совместная делегация буквально на днях должна посетить нефтяной терминал Нека (самый крупный в Каспийском регионе), находящийся в провинции Мазандаран на севере Ирана, где уже прошли восстановительные работы. Таким образом, в случае возобновления нефтяных своп-операций Иран сможет улучшить поставки углеводородов на нефтеперерабатывающие заводы, расположенные на севере страны, а Казахстан и Россия, в свою очередь, забирать такой же объем сырья в Персидском заливе и перепродавать его.
Геополитический центр «Берлек-Единство»