-
Сегодня, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
Российский «Газпром» является одним из лидеров в мировом рейтинге компаний энергетического рынка. По разным показателям, в том числе прибыли и выручки, объемам добываемых нефти и газа, российский монополист занимает ведущие позиции, или как минимум входит в первую десятку. Разумеется, деятельность «Газпрома» распространяется далеко за пределами отечественного рынка. Многие из перспективных проектов энергетической компании, ожидаемо, приходятся на страны ближнего зарубежья и постсоветское пространство. История сотрудничества крупнейшего российского игрока с партнерами центрально-азиатского региона начинается практически с самого момента создания компании. При этом в «Газпроме» нередко говорят о потенциале расширения присутствия на центрально-азиатском рын
Помимо того, что российская нефтегазовая компания обладает большим пакетом активов на территории стран Центральной Азии, «Газпром» реализует ряд стратегических проектов в этих государствах и готов расширить их число. В то же время нельзя не отметить, что сами центрально-азиатские предприниматели нефтегазовой и энергетической отраслей иногда опасаются углубления сотрудничества с этим крупным игроком. Например, относительно небольшим компаниям довольно тяжело конкурировать с «Газпромом» в сфере поставок нефтепродуктов. В этой связи многие внутренние рынки государств Центральной Азии защищены введенными квотами и другими мерами. Однако существует несколько направлений взаимодействия с российской компанией, которые можно назвать стратегически важными для всего региона.
Во-первых, сразу для нескольких государств Центральной Азии газотранспортная инфраструктура «Газпрома» является одним из гарантов экспорта собственных ресурсов. «Голубое золото» в Россию поставляют Казахстан, Узбекистан, и до недавнего времени Туркменистан. Ашхабад осуществлял продажу газа российской компании до кризисных явлений на мировом энергетическом рынке. После того, как «Газпром» выступил с предложением снижения цен на покупаемый им газ в связи с изменившейся мировой конъюнктурой, с российской компанией согласились в Казахстане и Узбекистане. Однако представители Туркменистана на инициативы «Газпрома» ответили отказом. Это, тем не менее, не означает окончательного разрыва отношений сторон – эксперты говорят о возможностях возобновления сотрудничества после достижения договоренностей о ценах.
Ввиду данных споров своей значимости инфраструктура газопровода Средняя Азия – Центр, конечно, не утратила. По этим трубопроводам Казахстан и Узбекистан осуществляют транзит ресурсов в Россию и на европейский рынок. Ежегодная пропускная способность системы газопроводов достигает 80 млрд. куб. м., чего для стран Центральной Азии (учитывая границы с еще одним крупным рынком) пока достаточно. Нельзя не отметить, что газопровод также обеспечивает определенный мультипликативный эффект для экономики государств-транзитеров и экспортеров, в силе необходимости обслуживания газотранспортной и сопутствующей инфраструктуры.
Большое значение для Центральной Азии представляет и работа «Газпрома» в геологоразведке и бурении, в направлении которых в странах Средней Азии компания реализует не одну программу. В то же время, на днях появились сообщения о сворачивании разведывательных работ «Газпрома» в Республике Таджикистан. Стороны сотрудничают в этом секторе с 2008 года, а уже в 2010 промышленники пробурили первую сверхглубокую поисковую скважину «Шахринав-1п». По мнению экономистов, намерения «Газпрома» сдать лицензии на геологоразведку обусловлены необходимостью экономии и оптимизации затрат. Однако по словам главы представительства «Gazprom International» в Таджикистане Игоря Шаталова, компания может перенаправить мощности на север страны после получения разрешений от властей Республики.
Несмотря на сворачивание разведывательных работ на месторождениях «Сарикамыш», Душанбе уже получил неплохие доходы от работы российской компании. Например, за все время геологоразведки «Газпромом» в работу было вложено 6 млрд. рублей, из которых ровно четвертая часть ушла на налоги в бюджет Таджикистана. К тому же, хотя о подобных переговорах стороны пока и не сообщали, нельзя исключать возобновления действия лицензий в случае снижения налоговой нагрузки на российского инвестора.
Говоря о масштабных проектах «Газпрома» в Центральной Азии, нельзя не упомянуть о Кыргызской Республике. Компания недавно стала собственником газораспределительной и газотранспортной систем Кыргызстана, выкупив в 2014 году «КиргизГаз» за один доллар. Тем не менее, эта «покупка» только в среднесрочной перспективе обязала «Газпром» инвестировать в Республику порядка 20 млрд. рублей в модернизацию газовой инфраструктуры. Дополнительно, в компании заявляют о планах реализации масштабных проектов по газификации удаленных районов Кыргызстана.
Один из крупнейших российских инвесторов прочно закрепился в большинстве государств Центральной Азии. Спектр деятельности «Газпрома» довольно широк, в связи с чем каждая из стран региона так или иначе представлена энергетическими, разведывательными или иными проектами. Стоит отметить, что большинство таких проектов являются долгосрочными, а значит для самого инвестора они окупятся не так скоро. При этом объемы взаимодействия сторон реально увеличить, однако для этого нужны встречные шаги со стороны самих государств Центральной Азии в виде обеспечения благоприятных условий работы капитала.
Геополитический центр «Берлек-Единство»