-
Сегодня, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
Представители Исламской Республики Иран заявляют о планах скорейшего наращивания экспорта энергоресурсов на мировые рынки. Экономика страны длительное время функционировала в условиях мировых санкций, что не позволяло Тегерану экспортировать большие объемы сырья, несмотря на наличие крупных месторождений нефти и газа. После отмены мировых ограничений власти Ирана уже неоднократно заявляли о готовности вернуть утраченные позиции на рынке энергоресурсов и максимально нарастить поставки энергоносителей. При этом иранские чиновники говорят о возможностях экспорта как в восточном направлении – Индию, Китай, Японию, так и в страны Европы.
Эти заявления формируют почву для размышлений уже устоявшимся региональным игрокам. Например, поставки «голубого топлива» Ирана в Китай, могут потеснить экспорт Туркменистана. С другой стороны, продвижение иранских ресурсов в европейском направлении сталкивается с конкурентными проектами России и Турции. Кроме того, планы Тегерана по наращиванию добычи газа выглядят довольно амбициозно. По словам чиновников, объемы добываемого газа к 2021 году могут достичь 385 млрд. кубометров в год, часть из которых планируется направить в Турцию и Европу. В столице ИРИ отмечают, что представителям Турецкой Республики эти предложения интересны.
В то же время, в Анкаре накануне заявили о готовности реализации проекта «Турецкого потока», который был заморожен в связи с ухудшением политических отношений Турции и России в минувшем году. По словам Реджепа Эрдогана, в Турецкой Республике «готовы незамедлительно сделать шаги в направлении реализации этого проекта, обсудить его и принять решение. Каких-либо препятствий этому нет». Кроме того, в Анкаре напомнили, что Россия является главным поставщиком газа в страну.
Действительно, на долю российского газа в Турции приходится более 50% рынка – поставки достигают почти 27 млрд. кубометров в год. Газовые ресурсы Ирана в Турции представлены 9 млрд. кубометров в год. Дополнительно, несмотря на то, что Россия и Иран являются крупнейшими импортерами Турции, газ сюда поставляют Азербайджан – 6 млрд. кб/м, Алжир – 4 млрд., и другие страны с меньшими долями. Учитывая географическую близость Турецкой Республики и Ирана, а также решительность Тегерана в вопросах восстановления утраченных позиций, увеличение поставок иранских энергоносителей все же реально. Под вопросом остается лишь то, за счет чьей доли на рынке Иран увеличит экспорт.
Нельзя не отметить, что и Тегеран, и Москва ведут переговоры с Болгарией. В призме транзитного использования территории стран западного побережья Черного моря, в Иране рассматривают возможности реализации проекта «Nabucco», в России, соответственно, «Турецкого потока». При этом, есть мнение, что Тегерану и Москве придется побороться за перспективы усиления позиций на европейском рынке. В то же время, существуют возможности того, что оба газотранспортных проекта будут не конкурировать друг с другом, а напротив, взаимодействовать.
Можно предположить, что к воплощению проекта магистрального газопровода «Турецкий поток» в Анкаре отнесутся с большой ответственностью. Потепление в отношениях с Россией стоило немалых усилий турецким властям. Однако и проект строительства газопровода, соединяющего Иран и Азербайджан с рынком Европы кажется привлекательным. Оптимальным вариантом является реализация обоих проектов, где в определённых сторонами долях будет вестись экспорт в южные страны ЕС. К тому же, вряд ли российская сторона при этом может проиграть – у «Газпрома» все-таки нет конкурентов на севере европейского рынка, и газопровод «Северный поток – 2» является тому подтверждением.
Геополитический центр «Берлек-Единство»