-
Сегодня, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
О потенциале торгово-экономического сближения Китая и стран Евразийского экономического союза говорят довольно давно, еще с периода подписания договора об образовании наднациональной организации. В конце минувшего месяца в Пекине состоялась очередная встреча представителей таможенного управления КНР и Евразийской экономической комиссии. Стороны обсудили подготовку уже четвертого этапа переговоров о соглашении об обмене информации о товарах, перемещаемых через границы стран ЕАЭС и Китая. Представляется, что сотрудничество сторон в ближайшее время будет относиться к разделам технического и таможенного регулирования двух- и многосторонней торговли. Однако в будущем можно говорить и об отмене определенных таможенных изъятий.
Среди предпринимателей и экспертов наблюдаются справедливые опасения сближения ЕАЭС и Китая. Промышленные мощности КНР способны поглотить ряд отраслей общего рынка евразийцев. В ответ ЕЭК демонстрирует максимально осторожный подход к взаимодействию с гигантской экономикой соседа. Стороны пока не ведут переговоров по отмене конкретных позиций таможенных пошлин. Главным вопросом встреч остается наращивание технического взаимодействия в фиксации объемов товаропотока, а также изучение потенциального увеличения торговли между государствами ЕАЭС и Китаем.
Можно утверждать, что сегодня экспертное сообщество не может объективно оценить возможности перспективной зоны свободной торговли сторон. Во-первых, специалистам недостает информации о результатах переговоров и повестке предстоящих встреч. Во-вторых, тяжело предугадать то, насколько широким может быть соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве ввиду нежелания участников ЕАЭС и Китая снимать таможенные ограничения в ущерб собственным предпринимателям.
Для пяти евразийских государств ЗСТ с Китаем несет риски высокого давления на рынок со стороны китайских предпринимателей. В ЕЭК этого допустить не могут, о чем уже давно говорили сами представители наднационального органа. Однако в каком-то смысле верно и обратное утверждение. То есть нельзя однозначно утверждать о готовности Пекина к открытию собственных экономических границ.
Для Евразийского экономического союза Китай главным образом интересен ввиду объема его рынка. Население КНР на сегодняшний день составляет 1,3 млрд. человек. Именно по этой причине на китайский рынок стараются попасть множество мировых игроков, в то числе и резиденты стран ЕАЭС. Причем стоит отметить, что торговля с партнерами из «Поднебесной» интересна как крупнейшим корпорациям, так и субъектам малого и среднего предпринимательства.
Тем не менее, попасть на этот рынок с каждым годом становится сложнее. Пекин ведет активную политику ориентации производства на внутреннее пространство. Это связано с тем, что, несмотря на впечатляющие показатели экспорта товаров, собственный рынок Китая все еще обладает большим потенциалом наращивания присутствия отечественной продукции. К тому же, китайским потребителям интересны лишь немногие позиции экспорта участников Евразийского союза.
К примеру, в 2015 году экспорт Казахстана в Китай составил 5,484 млрд. долларов. Деятельность экспортеров можно признать успешной, однако из общего объема только 2% представлены продукцией пищевой промышленности Республики Казахстан. Остальные 98% казахстанских товаров относятся к сырьевому сектору. В то же время, субъекты агропромышленного комплекса РК могут увеличить объемы экспорта в Китай при условии либерализации торговых отношения КНР и ЕАЭС. Это же можно сказать и про другие страны наднациональной организации. Однако здесь важны две составляющие – готовность Пекина к открытию экономических границ для евразийцев и гарантии защищенности рынка самих государств ЕАЭС.
Геополитический центр «Берлек-Единство»