-
Сегодня, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
На волне кризисных явлений рынок труда государств постсоветского пространства переживает не лучшие времена. Снижение доходов нефтегазового сектора, сокращение объемов товарооборота повлияли и на количество вакансий в смежных отраслях. Если в России и Казахстане рынок труда откликнулся на конъюнктурные факторы практически сразу, то в Туркменистане поддерживали его состояние на протяжении всего периода падения цен на энергоресурсы. Тем не менее, как видно из последних инициатив Ашхабада, в ряде секторов экономики начинаются процессы сокращения числа трудящихся.
По сообщению СМИ, на территории некоторых административных единиц Туркмении государственные учреждения готовятся к сокращениям. Так, структурам Дашогузского велаята дали поручения по уменьшению числа работников до начала августа почти на треть. Эти требования обусловлены необходимостью оптимизации бюджетных трат Туркменистана. Однако затронута именно социальная сфера, что оправдать довольно тяжело.
Например, в соседнем Казахстане глава государства неоднократно высказывался о гарантиях неприкосновенности «социалки». В то же время, запасы Национального фонда позволяли проводить социальную политику и в условиях кризиса. В Туркменистане подобной подушки безопасности нет. Объективно, власти страны столкнулись с сильнейшим барьером развитию экономики государства со времен обретения независимости.
Экспорт газа в ближнее зарубежье формирует основную часть бюджета Туркменистана. В сложившейся ситуации в качестве выхода из кризиса можно обозначить несколько мер. Прежде всего, это наращивание поставок энергоносителей, увеличение объемов прокачки. Главным покупателем туркменского газа является Китай, однако экстренно нарастить поставки «голубого золота» по этому направлению кажется затруднительно. Стороны нуждаются в завершении строительства четвертой ветки газопровода. Кроме того, нефтегазовый сектор страны также подвержен сокращениям сотрудников. Можно предположить, что это вызвано необходимостью экономии средств рядом предприятий.
С другой стороны, в Ашхабаде могут прибегнуть к традиционным мерам снижения государственных расходов. Подобная практика уже доказала свою состоятельность в период преодоления кризиса. Стоит отметить, что на этот шаг президент и правительство страны пошли еще в начале года. Однако в январе Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что в стране есть резервы для того, «чтобы народ страны в ближайшие годы жил благополучно и счастливо, не испытывая трудностей». Тем не менее, указания по сокращению числа сотрудников в некоторых государственных учреждениях социального сектора все же исполняются. Справедливо будет утверждать, что подобные явления в разных масштабах характерны для всего постсоветского пространства.
Главной задачей правительства остается стабилизация экономики, и выход на прежние показатели развития. Отрицательные явления в социальном секторе не так страшны, как риски их продолжительности. В Ашхабаде, безусловно, осознают степень экспортно-сырьевой зависимости экономики, равно как и влияние на нее низких цен на энергоносители. В этой связи в ближайшее время можно ожидать дальнейшего сокращения государственных расходов, в том числе относящихся и к социальному сектору. В долгосрочной перспективе власти Туркменистана стабилизируют экономику, однако единственным инструментом этого остается увеличение экспорта ресурсов. Возможно, в этом помогут перспективные газотранспортные проекты (например, ТАПИ), а также возобновление сотрудничества с Газпромом, или выход к новым рынкам.
Геополитический центр «Берлек-Единство»