-
Сегодня, 12:52
-
3-12-2024, 09:40
Отвечая на призывы партнеров сократить объемы добываемой нефти или заморозить уровень добычи, в Казахстане указывают, что на это могут повлиять только рыночные факторы. Иными словами, недропользователи страны в своих дальнейших действиях будут руководствоваться ценовой конъюнктурой на мировом рынке нефти. Ряд аналитиков предполагают, что в ближайшем будущем объемы добываемой в Казахстане нефти все же снизятся, другие предрекают обратные процессы. Например, представители Управления по энергетической информации министерства энергетики США делают ставку на рост добычи в Республике Казахстан, а эксперты ОПЕК, напротив, предсказывают сокращение, несмотря на потенциал возобновления работ на одном из крупнейших месторождений.
Речь идет, конечно, о Кашаганском нефтегазовом месторождении, добыча на котором была приостановлена в 2013 году ввиду инфраструктурных проблем. Согласно заявлениям официальных лиц Казахстана, запуск в эксплуатацию месторождения Кашаган предстоит уже в октябре этого года. Об этом премьер-министру Республики недавно сообщил глава министерства национальной экономики РК Куандык Бишимбаев. По его словам, это месторождение должно «дополнительно обеспечить добычу 500 тыс. тонн нефти в текущем году», а общий объем добычи «будет доведен до 75 млн. тонн», из заявленного показателя в 74 млн.
Стоит отметить, что для Астаны возобновление работы Кашаганского месторождения является единственным способом наращивания добываемой нефти. Имеющиеся нефтяные скважины уже не позволяют обеспечивать добычу сырья в прежнем количестве – сказывается их износ и истощение некоторых месторождений. При этом Кашаган обладает настолько большими залежами сырья, что Казахстан со временем потенциально может удвоить объемы извлекаемой нефти. С другой стороны, существует мнение, что при современном состоянии мирового рынка нефти и газа Кашаган может и не принести должной прибыли.
Проблемы кроются не только в ценовой конъюнктуре глобального рынка. Дело в том, что разработка месторождения потребовала впечатляющих финансовых вливаний инвесторов. СМИ обозначают разные оценки затрат – от 45 млрд. до 110 млрд. долларов. На окончательную стоимость проекта ощутимо повлияли и неоднократные смещения сроков ввода объектов в эксплуатацию. Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что окупаемость Кашаганского месторождения исчисляется десятилетиями.
Все это, тем не менее, не означает неэффективности масштабного нефтегазового проекта. Кашаганское месторождение будет запущено, и чем раньше это будет сделано, тем лучше для всех заинтересованных сторон. Во-первых, объекты Кашагана формируют тысячи новых рабочих мест, как в нефтегазовой, так и в смежных отраслях. Во-вторых, средства инвесторов должны приносить доход. Объективно, реализацию проекта нельзя назвать успешной, однако относительно небольшие доходы от продажи сырья – это все же лучше, чем ничего. Иными словами, дополнительные задержки и увеличение стоимости проекта прямо пропорциональны росту сроков окупаемости, но не отрицают его необходимость.
Нельзя не отметить, что нефтегазовые ресурсы крамольного месторождения считаются трудноизвлекаемыми. Отсюда и их высокая стоимость. Однако число подобных скважин, технически сложных проектов с каждым годом растет во всем мире, что также связано с постепенным истощением наземных месторождений. В будущем, трудноизвлекаемые запасы станут основой мировой нефте- и газодобычи. Это еще раз подтверждает саму необходимость разработки Кашагана, даже учитывая все неурядицы.
Геополитический центр «Берлек-Единство»