Краткосрочные прогнозы, касающиеся будущего экономики Республики Казахстан, в последнее время разнятся. Справедливо будет утверждать, что в период преодоления кризисных явлений, действительно, тяжело предугадать дальнейшее развитие событий. Тем не менее, последние тенденции роста на мировом рынке энергоресурсов положительно повлияли на экспортно-сырьевые государства, в числе которых и Казахстан. Эксперты-экономисты отмечают, что именно конъюнктурная составляющая на мировом рынке нефти остается главным фактором развития экономики Казахстана.
Действующий коридор нефтяных котировок, по мнению специалистов, установился надолго. Ожидается, что баррель нефти эталонных марок будет стоить от 40 до 50 долларов в ближайшем будущем. Республика Казахстан при таком сценарии не будет получать сверхдоходов от продажи ресурсов, как это было недавно. Однако уже такое повышение с минимальных значений в 30 долларов за баррель можно признать относительно комфортным. В то же время, до сих пор под угрозой рентабельность крупнейших проектов добычи сырья в акватории Каспийского моря.
Существует несколько основных рыночных факторов, которые могут воздействовать на рост или снижение мировых цен на нефть, а значит и на экономику Казахстана. Сегодня внимание игроков приковано к ОПЕК, члены которого занимают около 42% общемирового рынка. Между участниками организации пока нет единого взгляда на предложения по заморозке или снижению уровня добычи. Это будет предполагать потерю их доходов, а возможно и позиций на рынке, однако позволит ценам на нефть подняться.
Дополнительно, экспортеры сегодня наблюдают за Ираном, снятие санкций с которого позволяет Тегерану нарастить поставки сырья, и в ИРИ ежедневно подтверждают эти намерения.
Справедливо будет отметить, что и в Казахстане не готовы снижать объемы добычи. По словам представителей отраслей, здесь имеют влияние только рыночные факторы, искусственно в эти процессы вмешиваться не будут. Возможно, решение Астаны можно признать правильным с учетом поведения крупнейших экспортеров. Если в ОПЕК тормозят «заморозку» уровня добычи сырья, то казахстанским недропользователям административное вмешательство невыгодно вдвойне.
Другой крупный игрок мирового нефтяного рынка – США, делает ставку на сланцевую нефть. Можно утверждать, что демпинговая стратегия стран ОПЕК не сработала. Число обанкротившихся американских компаний все же не так велико. Новости о показателе запасов нефти в США также являются катализатором рыночных процессов колебаний нефтяных котировок. Казахстанские нефтяники при этом вновь выступают лишь наблюдателями.
Наконец, на экономику Республики Казахстан ощутимо влияет Россия, доля на мировом рынке нефти которой составляет 12%. Представители Российской Федерации ранее достигли договорённостей о сохранении уровня добычи нефти на январских показателях с рядом участников ОПЕК. Это, пусть и не так значительно, но все же сказалось позитивно на нефтяных котировках. Тем не менее, экономика России все еще находится в зоне стагнации, что прямо пропорционально влияет и на Казахстан.
Таким образом, казахстанские недропользователи следят за несколькими крупнейшими игроками мирового нефтяного рынка. В Астане отказались от заморозки уровня добычи, однако именно этого шага ждут от крупнейших экспортеров. Возможно, доля казахстанской нефти на общем рынке не так велика, и у Казахстана нет иного выбора. Иными словами, позиция стороннего наблюдателя для Астаны кажется единственно возможной.
Геополитический центр «Берлек-Единство»