
Изменения на транспортно-логистической карте евразийского региона в последнее время обусловлены не только факторами экономической целесообразности. Одним из главных импульсов трансформации торговых путей становится геополитика. При этом катализатором таких сдвигов, ожидаемо, является восточно-европейский регион, а именно – Украина. На днях Министерство по инвестициям и развитию (МИР) Казахстана выступило с рекомендациями украинским грузоперевозчикам планировать доставку грузов в Республику Казахстан через территорию Грузии, Азербайджана, а также по маршруту Турция-Иран-Туркменистан-Узбекистан. Разумеется, эти маршруты значительно удорожают поставки, а также не в лучшую сторону влияют на конечную цену транзитируемого товара.
Все это обусловлено тем, что с начала июля заканчивается срок действия указа президента России о порядке транзита украинских грузов в казахстанском направлении. Нельзя исключать того, что правительство Российской Федерации в очередной раз пойдет навстречу украинским грузоперевозчикам, и продлит действие норм транзита. В то же время, этот сценарий вернее рассматривать не с точки зрения поддержки Украины, а в призме необходимости украинских товаров рынку Казахстана.
Если проследить за динамикой торговых отношений Республики Казахстан и Украины, можно заметить, что пик двухсторонней торговли пришелся на 2012 год. Примечательно, что для Казахстана это направление внешней торговли являлось одним из немногих представленных отрицательным сальдо. Иными словами, украинской продукции ввозилось больше, чем Казахстан экспортировал в обратном направлении.
Стоит отметить, что общая стоимость украинских товаров, направляемых на казахстанский рынок, составляла 2,9 млрд. долларов. Однако уже 2014 год изменил положительную динамику украинского экспорта в РК, когда в Казахстан было продано товаров всего на сумму 1,1 млрд. долларов. В минувшем году аналогичный показатель упал до 0,7 млрд. долларов. В результате статистические/таможенные органы фиксируют снижение экспорта Украины в Казахстан более чем в четыре раза за два года.
Дополнительно, переформатированию торговли украинских предпринимателей со странами постсоветского пространства «способствуют» не только киевские власти. Так например, за прошедшие два года в Казахстане наблюдался активный прирост производимой продукции отрасли металлургии. Товары этого сектора также являлись одной из статей экспорта Украины в Казахстан. Новые проекты в металлургии Республики Казахстан реализуются рядом крупнейших заводов (ArcelorMittal Темиртау, Кастинг, KSP Steel и др.). В то же время можно утверждать, что нестабильный характер импорта из Украины стал дополнительным фактором, вынудившим Астану усилить внимание на проектах отрасли металлургии.
В столице Казахстана, конечно, понимают необходимость поиска новых импортеров по ряду позиций внешней торговли с украинской стороной. Эксперты дают неутешительные прогнозы дальнейшего развития двухсторонних торговых отношений. Во-первых, это объясняется неутихающим военным конфликтом на Донбассе, который также был представлен предприятиями, экспортировавшими продукцию в Казахстан.
Во-вторых, ожидается, что Россия продолжит политику протекционизма, выстраивая экономические барьеры на границе с Украиной.
Нельзя не отметить, что у Москвы сегодня нет другого выхода. Разумеется, Россия вынуждена отвечать на попытки блокады собственных товаропотоков со стороны Киева. Однако и этот фактор не первостепенный. Гораздо важнее усилить таможенные барьеры в призме недопущения на рынок (российский и общеевразийский) продукции государств Европейского союза, к вступлению в который так стремятся украинские власти. Иными словами, ограничения на транзит украинских грузоперевозчиков по территории России являются не столько политическим шагом, сколько представляют собой экономическую необходимость. Можно предположить, что в скором времени к этому придут и другие участники ЕАЭС.
Геополитический центр «Берлек-Единство»