
По мнению представителей правительства Республики Казахстан, второе полугодие этого года потенциально характеризуется стабилизацией национальной экономики. Эксперты с этим положением согласны. Стоит отметить, сегодня наблюдаются тенденции к росту и укреплению мировых цен на нефть, падение которых стало главным фактором кризиса сырьевой экономики Казахстана. Установившийся около 50 долларов за баррель коридор нефтяных котировок позволяет говорить о позитивных тенденциях предстоящего полугодия.
Министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев еще в начале июня сообщил об ожиданиях правительства на прекращение падения ВВП. По его словам, к концу года в Астане планируют выйти на показатель прироста к ВВП в 0,7%, что возможно благодаря реализации мер антикризисной политики. К слову, государственный бюджет Казахстана на 2016 год, который был рассчитан из цены на нефть в 30% за баррель, предполагал рост валового внутреннего продукта на 0,5% к концу года. Вероятно, антикризисная политика Астаны позволила бы придерживаться этого курса, однако именно закрепление мировых цен на нефть возле 50 долларов за баррель стало основой позитивного прогноза правительства.
Не так давно Нурсултан Назарбаев поручил выделить 240 млрд. тенге (700 млн. долларов) на стимулирование экономического роста Казахстана. В качестве дополнительного признака стабилизации экономики РК, стоит отметить, что эта сумма являются следствием экономии ресурсов государственного бюджета после его секвестирования. Выделенные средства будут направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства и индивидуального жилищного строительства.
На фоне проблем бизнеса и банковского сектора такие меры кажутся актуальными. Предприниматели справедливо жалуются на слишком дорогие кредиты, и, как следствие, потерю позиций на рынке (в том числе и на общем пространстве ЕАЭС). Ряд экспертов считают, что без государственного вмешательства бизнес Казахстана лишится перспектив развития в 2017 году, даже учитывая снижение кредитных ставок, пусть и медленное. В связи с этим, оптимизация выделенных на реализацию антикризисной политики средств кажется верной именно в призме поддержки сектора МСБ. В противном случае позитивное влияние госпрограмм содействия предпринимателям прошлых лет полностью нивелируется в краткосрочной перспективе.
Премьер-министр Казахстана на днях обращался к бизнесу с просьбой о предложениях по использованию средств пенсионного фонда. Можно предположить, что выделенные резервы в 240 млрд. тенге являются не последним в этом году вливанием государства в экономику. Однако верно будет утверждать, что главным фактором в реализации антикризисной политики в Казахстане остается внешнеэкономическая конъюнктура, а именно формирование цен на сырье. Нельзя не отметить, что пока прогнозы положительные, и недропользователи заявляют о возможном росте добычи.
Еще одним позитивным фактором для прогноза о стабилизации экономики Республики является сдвиги в соседней России. Учитывая высокую степень взаимозависимости экономик двух государств и действие единых режимов Евразийского союза, можно утверждать, что факторы оздоровления более крупной экономики повлияют на Казахстан. Например, рост стоимости нефти позволил Центральному банку РФ незначительно снизить базовую ставку до 10,5%. В Казахстане этот показатель до сих пор держится на уровне 15%, но имеет тенденцию к снижению с апреля-мая. Можно предположить, что действия финансового регулятора России скажутся на соседе к концу этого года при условии сохранения котировок энергоресурсов. В этом году в Казахстане ставка делается исключительно на стабилизацию экономики, и любой незначительный рост к концу года станет тому подтверждением.
Алексей Чекрыжов