
Мировые цены на нефть эталонных марок после падения с начала года демонстрируют небольшой рост, колеблясь возле отметки в 50 долларов за баррель. Рынок демонстрирует некоторое выравнивание позиций, что ряд мировых агентств называет сезонным явлением. При этом положительная динамика цен на нефть наблюдается на фоне данных из США, где растет число работающих буровых установок, а также после сообщения ОПЕК об отсутствии договоренностей между участниками по квотам добычи. Информационные ресурсы сообщают о том, что объем торгов снижается сразу после движения цены на баррель ближе к 49 долларам.
По мнению экономистов, это связано с тем, что нефтяные котировки сегодня склонны к стабильности. Такое поведение вызвано уходом с рынка многих игроков, которые не выдержали давления длительного снижения цен на «черное золото». Нельзя не отметить, что для экспортно-сырьевой экономики Казахстана современное положение мировых цен пока можно признать удовлетворительным. Представители нефтяных компаний Республики Казахстан говорят о надеждах на длительный характер роста цен.
Уже при сравнительно краткосрочном установлении цен на сырье в районе 50 долларов за баррель, казахстанские компании способны уделять больше внимания развитию производства и наращиванию добычи. По данным аналитической службы Finprom.kz, за первые четыре месяца года сумма инвестиций в отрасль выросла на 71% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Одновременно с этим, общий объем производства за январь-апрель увеличился на 15%. Таким образом, нефтедобывающие компании в Казахстане постепенно возвращаются к показателям спада 2014-2015 гг.
План по нефтедобыче Казахстана совсем недавно был снижен до 74 млн. тонн, при уровне добычи в 2015 году в 79,5 млн. тонн. Однако рост в добывающей отрасли за первый квартал 2016 года превысил прогнозный показатель на 4%. По словам министра энергетики Республики Казахстан Каната Бозумбаева, прогноз на год сформирован из средней цены на нефть в 30 долларов за баррель. Рост мировых котировок до уровня в 50 долларов позволяет отрасли идти с опережением, в том числе и достигнуть показателей прошлого года. Однако о выходе из кризиса пока рано говорить, равно как и об оздоровлении нефтедобывающей отрасли Казахстана.
Безусловно, в правительственных кругах и добывающих компаниях страны понимают возможную краткосрочность установившегося тренда роста мировых цен на сырье. Можно утверждать, что недропользователи учатся на ошибках прошлого, и теперь излишки доходов будут направляться исключительно на развитие производства. В то же время, именно для формирования резервов развития и модернизации нефтяные компании и увеличивают добычу. Это значит, что реализация планов по наращиванию инвестиций в отрасль по-прежнему остается зависима от динамики нефтяных котировок.
Если в этом году в Казахстане могут превысить прогнозные показатели добычи (достигнув прошлогодних) за счет существующих мощностей, то в следующем календарном году на уровень добычи могут повлиять новые месторождения. Речь идет, прежде всего, о месторождении Кашаган, очередной старт работы которого запланирован на декабрь 2016 года. Этот проект, потенциально, является главной возможностью наращивания объемов добываемой нефти в ближайшем будущем. Кроме того, в правительстве надеются на расширение работ на месторождении Карачаганак, ввод новых мощностей на котором запланирован на 2022 год. По мнению Каната Бозумбаева, можно рассчитывать на «стабилизацию уровня добычи уже с 2017 с последующим увеличением».
Таким образом, нефтегазовая отрасль Казахстана не испытывает дефицита в новых проектах экстенсивного развития. Существующие планы по расширению ряда месторождений и ввода в эксплуатацию инфраструктуры объекта Кашаган позволяют говорить о широких возможностях наращивания добычи в ближайшие годы. С другой стороны, для перехода к интенсивному развитию отрасли казахстанским недропользователям важен большой приток прямых инвестиций. При этом капитал должен быть направлен не на увеличение объемов добычи, а на модернизацию мощностей, что приоритетно в призме выживания компаний.
Алексей Чекрыжов