
В прошлом году Правительство Кыргызской Республики выступило с предложением китайским коллегам о переносе избыточных производственных мощностей Поднебесной на территорию Кыргызстана. Для Бишкека этот шаг является возможностью выхода из промышленного кризиса. В Кыргызской Республике сегодня существуют предприятия, которые либо простаивают, либо имеют слишком устаревшее оборудование. Именно на инфраструктуру устаревших, порой неработающих, заводов делают ставку в Кыргызстане. Правительство КР при этом преследует несколько целей, сопутствующих оздоровлению промышленности.
Стоит отметить, что китайская сторона заинтересована в воплощении этих идей не меньше своих кыргызстанских коллег. Пекин сегодня фиксирует определенные проблемы «перегрева» экономики, а именно неэффективности части экспортоориентированных предприятий, пользующихся государственным субсидированием. Дополнительно, в Китае все больше задумываются над необходимостью усиления экологической политики. В призме этих задач перемещение части промышленных мощностей кажется рациональным шагом.
К тому же, не стоит забывать, что китайские экспортеры сильно заинтересованы в молодом общем рынке Евразийского экономического союза. Как справедливо отметил министр экономики Арзыбек Кожошев в интервью журналистам «Sputnik Кыргызстан», «инициатива китайской стороны направлена не только на Кыргызстан, но и на другие страны». Пекин держит в уме соседние рынки Казахстана и России, в которых заинтересован не меньше. Кроме того, посредством транзитной составляющей участников ЕАЭС, представителям Китайской Народной Республики будет легче диверсифицировать транспортные потоки в направлении Европейского союза.
При обсуждении плана переноса мощностей КНР в Кыргызстан было заявлено об участии в этой программе более 40 предприятий. Это, тем не менее, не означает, что существующая промышленная инфраструктура (пусть и простаивающая) будет полностью отдана резидентам другого государства. Речь идет о переносе заводов на существующие инфраструктурные объекты Кыргызстана. В то же время, формат взаимодействия сторон пока не определен окончательно.
При идеальном для Бишкека сценарии это должны быть совместные китайско-кыргызские предприятия. Однако резидентам Кыргызстана, объективно, тяжело конкурировать с китайским капиталом. В том случае, если за кыргызскими государственными предприятиями будет стоять только задача предоставления промышленной площадки, инвестиции Китая актуальны. Частным, негосударственным предприятиям стоит подойти к сотрудничеству с Пекином с максимальной осторожностью. Здесь необходимо не допустить монополии китайского инвестора.
Немаловажно, что взаимодействие сторон не должно предполагать приток китайских рабочих, чем зачастую славятся инвестиции Поднебесной. При этом справедливо будет утверждать, что в последнее время рабочая сила в Китае дорожает, ее и показатели оплаты труда трудно сравнить с аналогичными индикаторами прошлого века. Иными словами, самим инвесторам уже не так выгодно привлекать рабочих из Китая. Кыргызстанские трудовые ресурсы в этом свете получают небольшую фору, особенно после снижения курса национальных валют в России и Казахстане, которые являются основными направлениями трудовой миграции из КР.
Продвигая инициативы по переносу производства из Китая, Бишкек рассчитывает именно на мультипликативный эффект промышленного взаимодействия сторон. Планируется, что вакансии таких заводов на территории Кыргызской Республики должны быть ориентированы, прежде всего, на внутреннюю кыргызстанскую биржу труда. Общий уровень безработицы в Кыргызстане составляет 8%, однако этот показатель не учитывает проблемы предпринимателей страны, занятых в легкой промышленности или ранее реэкспортирующих китайские товары, а также ряд предпочетших остаться на родине трудовых мигрантов. При растущей безработице, в том числе и неучтенной, Бишкеку важно обеспечить прирост новых рабочих мест.
Таким образом, благие намерения правительства Кыргызской Республики должны стать одним из главных импульсов развития промышленного потенциала страны. В то же время нельзя упускать из вида формат взаимодействия с китайскими коллегами. Кыргызстанская сторона может активно защищать собственные интересы, и настаивать на определенном формате сотрудничества. Бизнес Китая при существующих темпах роста в скором времени будет ускорять процессы переноса мощностей в соседние развивающиеся страны, что, безусловно, понимают в Пекине, а значит Бишкек обладает преимуществом при переговорах.
Алексей Чекрыжов