В Казахстане продолжаются споры о новых поправках в Земельный кодекс государства. Законодательные инициативы должны были закрепить новые правила аренды сельскохозяйственных земель иностранными резидентами на срок до 25 лет, а также правила продажи государственных земель гражданам и юридическим лицам Казахстана посредством аукциона. Эти поправки в законодательство вызвали широкую реакцию общественности, что привело к проведению ряда митингов в крупнейших городах Республики. В результате, глава государства заявил о принятии моратория на поправки в Земельный кодекс до 2017 года. За это время законодательные изменения должны пройти новый этап экспертизы.
Стоит отметить, что в Астане сегодня стремятся к максимальному разгосударствлению экономики. Новые правила предоставления сельскохозяйственных земель в собственность отвечают этим требованиям, и, одновременно, призваны стать еще одним источником поступлений в государственный бюджет. Вопросы увеличения сроков аренды земель иностранными инвесторами отвечают современным требованиям работы международного бизнеса. Дело в том, что отрасли сельского хозяйства довольно специфична. Иностранный капитал придет в этот сектор только при наличии больших сроков аренды земель – иначе вложения будут невыгодны.
Однако благие инициативы правительства были встречены в штыки. При этом ряд аргументов противников законодательных изменений действительно оправдан. Казахстанские аграрии опасаются засилья иностранных коллег на отечественных землях, и речь идет, прежде всего, о китайском бизнесе. Страны Центральной Азии знают об экономической (в том числе и трудовой) экспансии Поднебесной не понаслышке. Субъекты сельского хозяйства Казахстана справедливо отмечают, что долгосрочная аренда сельскохозяйственных угодий китайскими аграриями может стать угрозой отечественному предпринимательству.
Во-первых, предприниматели Китая славятся своими особенностями работы на территории соседних стран, когда капитал сопровождается китайскими рабочими. В этой связи эффект аренды сельскохозяйственных земель иностранными резидентами для экономики Казахстана может быть минимальным. Во-вторых, произведенная продукция может быть направлена на внутренний рынок Республики Казахстан и стран-партнеров по ЕАЭС. Производительность труда представителей Поднебесной традиционно выше, и казахстанские аграрии видят в таком соседстве рост конкуренции.
С другой стороны, объявление моратория на внесение в Земельный кодекс поправок означает готовность властей к диалогу с общественностью и бизнесом Казахстана. Новые законодательные нормы в очередной раз пройдут экспертизу, после чего их вновь вынесут на обсуждение. Население Республики уже продемонстрировало собственную решительность в земельном вопросе. В этой связи то, что Астана пойдет на принятие новых законодательных норм вразрез общественному мнению маловероятно.
Кроме того, власти Казахстана традиционно действуют весьма прагматично, а значит, заведомо невыгодные для казахстанского бизнеса правовые нормы не будут приняты. В противном случае, правительство Республики просто перечеркнет программы поддержки предпринимателей (в особенность субъектов АПК) прошлых лет. Это, в свою очередь, не означает необходимости полного отказа от увеличения сроков аренды сельскохозяйственных угодий иностранными резидентами. Возможно, будут применены новые инструменты работы иностранцев, например, такой как участие резидентов Казахстана в уставном капитале юридического лица, учреждаемого иностранным инвестором.
Алексей Чекрыжов