
Реализуя политику диверсификации экономики в последние годы, власти Казахстана прибегают к самым разным инструментам. Справедливо будет заметить, что негативные колебания сырьевой модели экономики Республики Казахстан связаны именно неэффективностью мер диверсификации прошлых лет. Кризисные явления на сырьевых рынках, корректировка курсов национальных валют соседей Казахстана при этом особенно ощутимо влияют на финансовую систему Республики. В связи с этим, в стране сегодня ищут новые возможности стабилизация и дальнейшего развития финансовой системы Казахстана. Одним из таких факторов эволюции экономики призван стать Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА).
Финансовый центр в столице Казахстана должен заработать в 2018 году. Разумеется, подготовка центра сосредоточения специализированных кредитно-финансовых институтов активно ведется уже сегодня. Примечательно, что под инфраструктуру МФЦА будут отданы объекты Всемирной выставки EXPO-2017. В этой связи, управляющим кругам во главе с Кайратом Келимбетовым (бывшим главой Нацбанка РК) за полтора года предстоит решить институциональные, правовые и другие вопросы.
Формирование сложноструктурного финансового центра, ожидаемо, вызывает критику среди ряда экономистов. Прежде всего, переход к нормам нового Международного финансового центра предполагает дополнительные затраты для казахстанских эмитентов. Дело в том, что в планах властей Казахстана перемещение всех ценных бумаг с Казахстанской фондовой биржи на новую площадку. Для эмитентов перевод уже сам по себе нежелателен. В то же время, правовой среда МФЦА по замыслу должна быть представлена англо-саксонской системой права. Это означает, что действующим участникам Казахстанской фондовой биржи придется перестраиваться под новые условия работы.
Конечно, в мировой практике существуют примеры удачного внедрения подобных инициатив. И сама система английского права в мировой предпринимательской среде предпочтительна. Однако Казахстан, заявляя о формировании такой модели МФЦА, должен обеспечить обособленный правовой режим на территории международного финансового центра. Все это также предполагает формирование сети своих административных структур, имеющий такой обособленный статус. Эти задачи являются одними из наиболее важных с точки зрения успешности проекта, а также, надо заметить, обуславливают большие объемы государственных расходов.
Разумеется, в призме поставленной первоцели по диверсификации экономики инициативы по формированию подобного сложного финансового центра оправданы. Заявленный режим функционирования МФЦА отвечает современным требованиям предпринимателей мирового масштаба. К тому же, финансовый центр в Казахстане может стать ядром притяжения для капитала партнеров страны по ЕАЭС и СНГ. Если на базе МФЦА действительно заработает безналоговая зона, казахстанский офшор станет неплохой альтернативой западным безналоговым центрам.
Единственным рисковым фактором здесь можно назвать качество исполнения проекта Международного финансового центра «Астана». Иными словами, формирование МФЦА – довольно трудоемкое и затратное мероприятие. Приоритетными задачами исполнителей станут качественные решения при реализации проекта МФЦА, эффективное расходование средств и учет интересов каждого актора и эмитента финансовой системы Казахстана.
Алексей Чекрыжов