ДАИШ является одной из самых жестоких террористических организаций, завоевавшая свою репутацию посредством многочисленных терактов, массовых казней иноверцев и других неправомерных и античеловеческих акций. Основная цель группировки заключается в создании халифата на огромной территории, охватывающей целые регионы. Таким образом экстремисты под своей государственностью подразумевают не просто определенный участок местности, а они одержимы планетарными амбициями. Нужно признать, что еще ни одна экстремистская группировка не смогла построить свою империю, как это сделал ДАИШ. Государство с городами, своей социальной структурой и законами, инфраструктурой, передовыми средствами массовой информации, армией, главное – с нефтедобывающей промышленностью, которая стала основным источником существования организации.
Многие террористические и экстремистские группировки стремятся стать ячейкой ДАИШ не из-за того, что это какой-то популярный демонический бренд, а потому что там хорошо платят. Мировая экономическая нестабильность, приведшая к ухудшению условий жизни населения, способствовавшая активизации радикальных настроений, подогреваемых ячейками экстремистских организаций из подполья, сыграла на руку даишовцам. Конечно, успехам построения халифата способствовали многие обстоятельства, но все-таки основной причиной притяжения в данную организацию многих незаконных бандформирований послужил их бизнес по незаконной торговле нефтью.
По оценкам экспертов, ДАИШ с бюджетом более 2 млрд долларов является одним из самых богатых террористических организаций. При этом финансы группировки на протяжении длительного времени увеличивались. В связи с этим ДАИШ могло оплачивать свои проекты по дестабилизации ситуации в различных уголках мира, ведь ячейки организации сосредоточены на обширной территории, а без финансирования они существовать не могут. Возникает вопрос: откуда такие доходы и кто финансирует терроризм? В декабре 2015 года Financial Times на своих страницах опубликовала информацию о том, что зарплата иностранного наемника в ДАИШ составляет от $600 до $1000 в месяц, уроженцы Ирака и Сирии получают $200-300 в месяц. Вместе с тем на выплаты боевикам уходит до 60% всех доходов террористической группировки.
По подсчетам Associted Press (AP), ежемесячно террористы ДАИШ от продажи нелегально добытой в Сирии и Ираке нефти получают по 50 млн долларов. Помимо того, стоимость реализуемой нефти ниже рыночной в несколько раз – цена за баррель может быть снижена до 10 долларов, что делает перепродажу нефти сверхприбыльной. По данным того же AP, черное золото поступает посредникам террористов в Турции. В связи с этим перекрытие источников дохода этой террористической группировки необходимо для противодействия им.
Еще в феврале 2015 года Российская Федерация представила в Совете безопасности ООН проект резолюции о пресечении потоков финансирования террористической группировки ДАИШ. Данный документ был направлен на блокировку проводимых организацией финансовых операций. Члены Совбеза поддержали предложение России, подтвердив, что прибыль группировки, получаемая от спекуляций нефтью на черном рынке, контрабанды антиквариата, торговли заложниками и наркотиками, способствует не только ее укреплению и расширению, но и финансовому обогащению, а также используется для покупки оружия, вербовки новых членов и т.д.
К тому же в прошлом году Президент Российской Федерации сделал несколько заявлений, касающихся данного вопроса. На саммите «Большой двадцатки» в Анталье В.В. Путин сообщил, что финансирование группировки ДАИШ ведется физическими лицами из 40 стран, в том числе ряда государств, входящих в G20. Ряд экспертов в числе источников заработка организации называли теневые гранты со стороны США, Саудовской Аравии и Турции. Получается, что вышеуказанная резолюция Совбеза ООН о пресечении финансирования терроризма игнорируется ведущими странами мира, а поэтому и происходит расползания сети данной организации по всему миру.
Мировое сообщество хотя и выражает недовольство по поводу существования ДАИШ, но не может договориться насчет создания единой коалиции для борьбы с ним. Альянс из 65 стран во главе с США отказались объединить усилия с Российской Федерацией против данной экстремистской организации, хотя и с 2014 года осуществляемые ими бомбардировки позиций террористов в Ираке так и не привели к каким-либо значительным результатам.
В конце сентября 2015 года по просьбе сирийского лидера Башара Асада для предотвращения незаконной торговли нефтью российская авиация в Сирии начала наносить авиаудары по экономической инфраструктуре ДАИШ, уничтожая в том числе и нефтяные месторождения, нефтеперерабатывающие предприятия и танкеры, что привело к сокращению объемов добычи в несколько десятков раз. Вытеснение экстремистов с ряда сирийских территорий лишило террористов некоторых источников дохода. Кроме этого, по данным военных экспертов, совокупная выручка от нефтяного бизнеса упала на 50%, что связано, во-первых, с падением цен на нефть, а, во-вторых, с уменьшением возможностей производить и продавать продукты нефтепереработки. Конечно же, американские военные такие успехи связывают прежде всего с действиями своей коалиции, которая до начала российской воздушной операции в Сирии не могла похвастаться такими успехами.
В начала 2016 года в мировых СМИ стала появляться информация о том, что ДАИШ начал испытывать серьезные финансовые проблемы. В январе нынешнего года британская газета The Independent написала, что в распоряжении редакции имеется «финансовый документ» ДАИШ, в котором говорится о сокращении жалованья боевикам вдвое, но с сохранением практики раздачи продовольствия два раза в месяц. В феврале уже Министерство обороны РФ сообщило о том, что снижение зарплаты боевикам привело к проблемам с формированием новых отрядов, ведь группировка на треть сократила зарплату наемникам из-за уменьшения доходов от нелегальной продажи нефти в Турцию. Теперь же американское издание The Washington Post со ссылкой на разведданные сообщило, что боевикам ДАИШ в Сирии и Ираке вдвое сократили жалованье, а некоторые отряды в течение нескольких месяцев вообще не получали зарплату. Притом финансовые проблемы обострили конфликты между полевыми командирами, которые обвиняют друг друга в воровстве и взяточничестве, а также в неэффективном командовании. Не спасает положение даже взимание с бизнесменов и населения на контролируемых группировкой территориях более высоких налогов. Некоторые американские чиновники, считают, что впервые за долгое время действия антитеррористической кампании появился повод для оптимизма.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»