
Недавно Нурсултан Назарбаев дал распоряжение правительственным органам Казахстана изучить мировой опыт введения безусловного дохода. Сообщения о поручении Президента появились еще в феврале. Стоит отметить, что распоряжение Нурсултана Назарбаева вызвало неоднозначную реакцию в экспертной среде. Большинство специалистов склоняются к мнению, что введения безусловного базового дохода в Казахстане не предвидится.
Несколько государств в этом году также рассматривают возможности внедрения безусловного дохода. Среди наиболее перспективных, два государства европейской части света – Швейцария и Финляндия. Эти страны преследуют разные цели, однако и общие черты прослеживаются. Безусловный базовый налог может заменить социальные дотации единой суммой. Такой подход, возможно, позволит сэкономить на администрировании социальных выплат. Но если в Швейцарии безусловный доход рассматривается в качестве инструмента протии дефляции и последующего «разгона» экономики, то в Финляндии надеются снизить уровень безработицы, который в стране довольно высок. Однако между европейскими экономиками и экономикой Казахстана существуют явные различия. Можно утверждать, что рассмотрение возможности введения безусловного дохода в Казахстане имеют под собой перспективу реализации инициативы лишь в далеком будущем.
По словам вице-министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Светланы Жакуповой, предварительный анализ позволяет говорить о том, что при современном уровне социально-экономического развития Казахстана введение безусловного дохода нецелесообразно. По мнению вице-министра, реализация безусловного дохода для граждан Казахстана может привести к возникновению иждивенческих настроений.
Действительно, если такими мерами в Финляндии пытаются бороться с иждивенческими настроениями, то в случае Казахстана введение безусловного базового дохода может, напротив, способствовать росту безработицы. К слову, состоятельность таких опасений в свое время доказала Германия. Кроме того, существует риск роста теневого сектора, прежде всего, на рынке труда. Ряд граждан, ожидаемо, предпочтут «зарплату в конвертах» официальному трудоустройству. Это автоматически означает сокращение налоговых и иных отчислений в государственный бюджет. Иными словами, стоит признать, что казахстанское общество пока не готово к таким нововведениям. Для формирования приемлемой для внедрения безусловного дохода социальной среды, Астане еще придется поработать.
С другой стороны, под вопросом остается экономическая целесообразность такого шага, равно как и эффективность безусловного базового дохода как инструмента. Даже в случае скорейшего выхода из кризиса, реализация подобных мер для Казахстана потребует огромных средств государственного бюджета. Уже сама подготовка к введению безусловного дохода и отказа от социальных дотаций предполагает большие финансовые вливания. После прохождения кризисного периода, Астане предстоит восстанавливать прежние показатели национальной экономики, в связи можно утверждать, что «лишних денег» в бюджете не предвидится.
Тем не менее, это не означает, что идея внедрения безусловного базового дохода будет забыта. Возможность введения ежемесячных выплат гражданам Казахстана может стать одной из целей, к которой развивающаяся страна также может стремиться. К слову, мировой опыт показывает, что эффективность безусловных выплат населению напрямую зависит от уровня социально-экономического развития страны, от гражданской ответственности и других факторов. В будущем, после проведения масштабных подготовительных работ, в Казахстане можно будет вернуться к этой инициативе.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»