
Еще в начале января глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил о предстоящей закупке узбекистанского газа. На днях появились сообщения о планах «Газпрома» по увеличению объемов закупок сырья Узбекистана в этом году. Об этом говорится в меморандуме к новому выпуску еврооблигаций российской компании. Подписанный контракт между «Газпромом» и Национальной холдинговрй компанией Узбекистана «Узбекнефтегаз» приходит на смену соглашениям 2012 года, срок которых подошел к концу в прошлом году.
Существует мнение, что российская компания может и вовсе прекратить закупки газа в Центральной Азии. К слову, еще в 2014 году представители «Газпрома» говорили о подобном сценарии. Не так давно стало известно об отказе российского газового гиганта от импортного сырья Туркменистана. В то же время, приостановление сотрудничества российской компании с туркменскими партнерами вызвано разногласиями сторон, касающихся ценовой политики Туркменистана, а не намерениями российского монополиста отказаться от центрально-азиатского сырья. Поставки из Узбекистана сохраняются, равно как и сотрудничество с Казахстаном. В этой связи утверждать о скорейшем отказе России от центрально-азиатского сырья не стоит. Однако кажется нелишне рассмотреть такие возможности в общем.
Максимальное сокращение российских закупок газа стран Центральной Азии по исключительной инициативе «Газпрома» возможно в одном случае – при полном обеспечении потребностей внутреннего и внешнего рынков (в том числе и перспективных новых). «Газпром» в состоянии обеспечить все потребности внутреннего рынка, при этом в планах компании реализация крупнейших проектов в азиатском направлении.
К тому же, никто не отказывается от экспорта «голубого топлива» в Европу. В Европейском союзе сегодня рассматриваются возможности диверсификации поставщиков газа, однако и потребности этого рынка довольно быстро растут. Единственным перспективным проектом присоединения новых поставщиков к рынку можно назвать азербайджанское направление. Однако без российского сырья, объективно, рынок не заполнить.
Центрально-азиатские государства, в свою очередь, могут увеличить поставки газа в Китай, а также на юг (при условии деэскалации напряженности в ряде стран). Например, Туркменистан, ожидаемо, перенаправит освободившиеся потоки в китайские трубопроводы. Гипотетически, Казахстан и Узбекистан также могут последовать примеру Ашхабада. Однако дело в том, что центрально-азиатским государствам выгодно продавать собственное сырье и в Россию, и в Китай, равно как и по другим направлениям транзитом по российской территории.
Между Россией и странами Центральной Азии давно сложена хорошая транзитная инфраструктура трубопроводов и сопутствующих объектов. Относительно недавно были завершены работы по увеличению пропускной способности газопроводов. Дополнительно, «Газпром» ведет несколько крупных проектов в странах Центральной Азии, в том числе и геологоразведочные работы на территории Узбекистана и Кыргызстана. Иными словами, российская компания прочно стоит в регионе, и эффективность ее сотрудничества с партнерами из стран региона вряд ли кто-то оспорит. В этой связи можно утверждать, что неиспользование существующей инфраструктуры газопроводов и иных объектов кажется нерациональным. Если государство-экспортер обладает возможностями поставок газа в разных направлениях, рационально будет использовать максимум технологических ресурсов с последующим постепенным наращиванием геологоразведки и добычи.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»