В Казахстане на этой неделе подвели итоги работы аффинажных заводов в минувшем году. По словам главы одного из трех заводов отрасли «Тау-Кен Алтын» Мейрамгали Тлеужанова, производственные мощности Казахстана в этой отрасли довольно велики, и до выхода к пиковым показателям аффинажа еще далеко. В минувшем году аффинажные заводы Казахстана увеличили производство на 15% в сравнении с 2014 годом – 30 тонн аффинированного золота 2015 и 27 тонн в 2014 г. При этом, по заявлению Мейрамгали Тлеужанова в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК, максимальная мощность только одного «Тау-Кен Алтын» составляет 70 тонн золота в год. Общая мощность аффинажных заводов Казахстана составляет 130 тонн в год.
Неполная загрузка казахстанских аффинажных заводов главным образом объясняется недостатком сырья. В то же время, за последние двадцать лет объемы добычи золотой руды растут. Минимальный показатель фиксировался в 1997 году, когда на месторождениях Казахстана удалось добыть всего лишь 6 тонн руды. Для сравнения, в минувшем году добытые объемы достигли 57 тонн. Здесь стоит отметить, что Нурсултан Назарбаев ставил перед представителями отрасли задачи по повышению уровня добычи до 75 тонн в год. Ожидается, что этих объемов можно будет достичь уже в ближайшие годы.
Для этого Казахстану предстоит запустить проект Кызыл месторождения Бакырчик. Планируется, что золоторудный проект Кызыл будет реализовываться российской группой одной из крупных компаний по добыче золота и серебра Polymetal, ведущей свою деятельность на территории стран СНГ. Согласно заявлению на официальном интернет-портале компании, проект Кызыл для Polymetal является ключевым направлением деятельности. Потенциал месторождения действительно довольно велик, в связи с чем можно предположить, что поручения Нурсултана Назарбаева вполне исполнимы.
С другой стороны, казахстанским аффинажным заводам предстоит нарастить объемы производства и диверсифицировать внешних поставщиков золотоносного сырья. Наиболее оптимальными импортерами можно признать страны центрально-азиатского и прикаспийского региона и Россию. Это обусловлено возможностями логистических цепей, а также либеральными условиями перевозки между рядом государств.
Не так давно поступили сообщения о намерениях российских и иранских компаний нарастить поставки золота для аффинажа в Казахстан. К слову, выходу на мировую экономическую арену иранских компаний содействует недавнее снятие ограничений в отношении ИРИ. Немаловажно, что казахстанские мощности интересны российским и иранским компаниям, так как аффинажные заводы в РК предлагают хорошие ценовые условия. В этой связи можно утверждать, что загруженность трех казахстанских аффинажных заводов действительно может вырасти.
В то же время, казахстанское законодательство в сфере недропользования пока нельзя назвать удовлетворяющим все потребности иностранных инвесторов и внутренних игроков. Например, по мнению главы Комитета по геологии и недропользованию МИР РК Базарбая Нурабаева, сегодня существуют возможности внедрения поправок в налоговое законодательство Казахстана. Действительно, у Астаны есть потенциал дальнейшей либерализации режима работы иностранных инвесторов, в особенности занятых в геологоразведке. Смягчение режимов налогообложения способно позитивно влиять на расширение геологоразведочных работ. Однако можно предположить, что в условиях проведения антикризисной политики в Казахстане отложат решение этого вопроса на посткризисный период.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»