На днях в Астану с официальным визитом приехал премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу, который отметил: «Если Турция – это «двери» в Европу, то Казахстан для Турции – путь на Евразийское пространство». Таким образом была подчеркнута особая роль республики в попытке турецкой экспансии Центрально-Азиатского региона. В свою очередь, Нурсултаном Назарбаевым было отмечено, что визит Давутоглу «свидетельствует о важности турецкого вектора» во внешней политике Казахстана: «Значение Турции для Казахстана очень велико, и от политики сотрудничества мы никогда не откажемся».
Такие дружелюбные политические заявления были сделаны на фоне геополитической напряженности между Россией и Турцией, что, конечно же, стало серьезной проблемой для Астаны, которая считает обе страны своими важными союзниками и партнерами. По мнению Елбасы, из сложившейся ситуации необходимо искать пути выхода.
Напомним, 24 ноября 2015 года турецкий истребитель F-16 сбил на территории Сирии российский бомбардировщик Су-24, который выполнял полет в рамках антитеррористической операции РФ. К тому же Анкара даже не извинилась перед Россией. Основная проблема заключается в том, что изначально Турция никак не хотела признать тот факт, что российский бомбардировщик был сбит именно на территории Сирии, тем самым не было нарушено турецкое воздушное пространство.
Более того, данное происшествие стало поводом для ведения взаимных санкций. Со слов главы внешнеполитического ведомства страны Ерлана Идрисова, санкционное противостояние России, Запада и Турции сказывается на экономических отношениях Казахстана, хотя активная работа ведется с обеими сторонами, в особенности с российскими партнерами: «К сожалению, в ней пострадали наши бизнесмены, наши транспортники не только потому, что им долгое время пришлось стоять на границе без движения, но и потому что изменение и увеличение маршрута сказалось на стоимости транспортировки товаров, а это в конечном итоге сказалось на наших покупателях, которые вынуждены будут платить повышенную цену на эти товары». Одним словом, казахстанский дипломат заявил, что вся напряженная обстановка сказывается на нормальной торговле и экономических отношениях Астаны, хотя в принципе страна не является третьей стороной конфликта и казалось бы данная ситуация не должна была каким-либо образом отразиться на ней.
В связи с этим для разрешения возникшей проблемы Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев общался с лидерами обеих стран и призывал их выходить на путь диалога, при этом подчеркивая на всех международных площадках, что санкционная политика в своей сути неверна и не достигает своих политических целей. Но здесь следует отметить, что позиция занятая Российской Федерации принципиальная. Государство, фактически ведя борьбу с международным терроризмом в интересах всего мира, столкнулось с предательством своего союзника, которое сравнили с «ударом в спину». При этом поведение Турции, выразившееся в инициировании созыва экстренного совещания Североатлантического альянса, а затем заявление Министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу в эфире одного из турецких телеканалов, в котором он сказал, что Россию можно в течение семи дней просто оккупировать, если объединить усилия Турции и блока НАТО – «Если будет необходимо, я уверяю вас: мы с НАТО и нашими региональными союзниками можем оккупировать Россию меньше, чем за семь дней» – не являются дружественными. Как в такой ситуации можно пойти на диалог? Разве такие высказывания главы внешнеполитического ведомства можно назвать призывом к восстановлению межгосударственных связей?
Понятно, что Казахстан не хочет портить свои отношения ни с одной из конфликтующих сторон. Турция является союзником, при этом рассматривается как тюркоязычная страна, а Россия – это стратегический партнер, с которым республику связывают единое историческое прошлое и братство народов. Москва и Астана составляют основной костяк обеспечения как экономической, так и военной безопасности части евразийского пространства, ведь союзнические отношения в рамках СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, а также существование между странами Единой региональной системы ПВО-ПРО являются показателями доверительных межгосударственных отношений.
Кроме всего прочего, по мнению ряда экспертов, Казахстан оказался втянут и в информационную войну между Россией и Турцией, которая сильно проявилась в первые послеконфликтные дни, когда некоторые казахстанцы выставили на своих интернет-страницах флаги той или иной страны. Следует отметить, что, по мнению казахстанского оппозиционного политика Амиржана Косанова, охват российских телеканалов не сравним с охватом турецкого вещания, которое присутствует в кабельных сетях, и то в незначительном количестве, тогда как российские каналы традиционно вещают и в метровом диапазоне. В этой связи Анкара делает все возможное, чтобы выставить свое недружественное действие как вынужденная и правомерная мера, поэтому турецкая телевизионная пропаганда работает вовсю. Но даже при этом казахстанские власти придерживаются нейтральной позиции. Многолетний опыт казахстанской элиты доказал эффективность политики многовекторности во внешней политике при выстраивании деловых отношений, поэтому, думается, что Астана и дальше будет сторониться быть вовлеченным в конфликт. Вместе с тем желание снизить градус противоречий между Россией и Турцией будет основной задачей официальных казахстанских властей.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»