
Некоторые государства мира стали отказываться от доллара в торговых отношениях друг с другом, отдавая предпочтение использованию собственных валют. Тем самым происходит постепенный, хоть и медленный, процесс потери американской денежной единицей статуса мировой резервной валюты. Если раньше на такой шаг отважились ряд латиноамериканских режимов, то эстафету приняли государства из других континентов, при этом такое решение носит взвешенный стратегический и партнерский характер. Таким образом складываются предпосылки для укрепления финансового суверенитета стран. Ни для кого не секрет, что доллар использовался и используется как рычаг давления на неугодные для Запада государства. В этой связи особо актуален процесс дедолларизации, протекающий на евразийском пространстве. Буквально три года назад между странами-участницами ЕАЭС, как возможная мера по преодолению последствий финансового кризиса 2008 года, был заключен договор о проведении операций в нацвалютах без промежуточной конвертации в доллары. В свою очередь члены БРИКС объявили, что намерены прекратить использование американской денежной единицы, так как это нарушает торговый баланс. Многие торговые партнеры стран евразийского пространства тоже ведут аналогичную политику. Например, в списке иранского Центробанка среди определенных основных валют отсутствует американский доллар, а значит, он не будет использоваться национальными компаниями при внешнеторговых соглашениях.
В декабре 2014 года в Астане состоялось крупное политическое событие – встреча глав правительств стран Шанхайской организации сотрудничества, на которой среди принятых важных решений был и отказ от американской валюты. Тогда был проиллюстрирован наглядный пример экономической самостоятельности Казахстана и Китая, когда главные банкиры двух государств подписали соглашение и заключили первый контракт на 200 миллиардов тенге. Было заявлено, что с этого момента все взаиморасчеты Астана и Пекин будут вести в национальных денежных единицах. Но следует отметить, что еще задолго до этого, в августе, Центробанк России и Народный банк Китая согласовали проект соглашения о свопах в нацвалютах. Кстати, Н. Назарбаев уже многие годы ратует за отказ от американского доллара, в этом его поддерживает и российский президент, который неоднократно призывал страны евразийского пространства и их торговых партнеров перейти на взаиморасчеты в национальных денежных единицах.
Следующим шагом для Казахстана стало заявление, сделанное Нацбанком в конце того же месяца, о необходимости дедолларизации экономики. Хотя уже по прошествии нескольких месяцев (а именно в октябре), по сообщению интернет-портала LS, на пленарном заседании Мажилиса Парламента Председатель Национального банка РК Кайрат Келимбетов заявил о невозможности на сегодняшний день отказаться от доллара, объяснив это тем, что Казахстан является сырьевой страной и получает доходы в валюте, поэтому только рост цен на нефть может заставить граждан переводить свои накопления в национальную денежную единицу.
Конечно, этот процесс будет долгим и такие вопросы за один день не решаются. По мнению ряда экспертов, нужно хотя бы 2-3 года для того, чтобы участники рынка сумели адаптироваться к взаиморасчетам исключительно в тенге. Поэтому в стране и осуществляется постепенный процесс дедолларизации. Так, 2 февраля 2016 года в Казахстане вступили в силу правила осуществления электронной торговли, которые были приняты еще 25 ноября 2015 года приказом №720 и.о. Министра национальной экономики РК М. Кусаиновым. Согласно правилам, цены на товары устанавливаются исключительно в национальной валюте. Но здесь следует еще раз подчеркнуть, пока речь идет лишь об электронной торговле. Все крупнейшие торгово-, рекламно-, информационные площадки республики, то есть это популярные сайты по купле-продаже автомобилей, недвижимости и прочих товаров, уже переводят ценники в тенге, хотя на некоторых сайтах уже с конца января цены были указаны в национальной валюте.
Недавно на внеочередном XVII съезде партии «Нур Отан» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев еще раз пояснил ситуацию на валютном рынке, когда сказал, что поддержание курса тенге привело бы к банкротству мелких предприятий и краху финансовой системы. При этом «проедание» средств Национального фонда и поддержание курса национальной валюты не сделали бы казахстанцев богаче.
Следует напомнить, что еще 20 августа 2015 года Премьер-министр Казахстана Карим Масимов на селекторном совещании правительства в Астане объявил, что республика переходит к свободно плавающему курсу тенге. По его словам, обменный курс будет формироваться на основе рыночного спроса и предложения с учетом фундаментальных внутренних и внешних макроэкономических факторов. Тогда правительство проголосовало за это предложение. Это, в свою очередь, привело к периодическим колебаниям курса национальной валюты. Поэтому в сентябре Елбасы попросил граждан страны отнестись с пониманием к этому: «Идет беспрецедентная конкуренция, борьба между всеми производителями на планете. А конкуренции как раз служат курсы валют». При этом следует понимать, что в условиях рыночной экономики регулируемый курс национальной валюты будет создавать барьеры для предпринимателей и бизнеса. Поэтому и казахстанский лидер призывает: «Давайте остановимся, глубокий вдох сделаем и забудем про доллар. Мы живем на тенге, мы покупаем за тенге, мы рассчитываемся за тенге».
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»