
Мировые валютные колебания вносят свои коррективы в различные процессы, происходящие в рамках межгосударственного взаимодействия любых стран. Не исключением являются и взаимоотношения России со странами Центральной Азии, многие из которых достаточно сильно зависят от ставшей уже привычной трудовой миграции большой части работоспособного населения в РФ.
Однако, искусственно сконструированное повышение того же доллара по отношению к рублю отрицательно повлияло на общий объем денежных переводов из России, например, в тот же Таджикистан, который в наибольшей по сравнению с остальными странами региона степени зависит от подобных транзакций.
Эта тенденция вызвала интерес в информационном пространстве. Крупнейшие мировые СМИ пытаются проанализировать то, к чему приведет падение интереса таджикских мигрантов к российскому рынку труда, и как долго это продлится. Хотя, забегая вперед, стоит отметить, что все кризисные явления, а виной практически всем возникшим трудностям именно они, временны – так показывает исторический опыт.
Немецкая телерадиокомпания Deutsche Welle (DW) опубликовала материал, в котором собраны комментарии различных таджикистанцев: от самих мигрантов, до экс- и действующих руководителей компетентных госструктур центрально-азиатского государства. К примеру, некто Мансур в интервью DW посетовал на колебания курса доллара. По его словам, в российских рублях уровень доходов остался неизменным, но при переводе «в валюту» разница ощутима.
Впрочем, аналогичные сведения поступают и от руководства Таджикистана. Согласно различным заявлениям, объем денежных переводов в валютном выражении снизился ориентировочно на треть, что уровняло данные за 2015-й год с данными за 2008-й – год одного из крупнейших за последнее время мировых кризисов.
Но таджикская сторона связывает такое сокращение не только с валютными колебаниями, но и со ставшими более жесткими миграционными правилами в РФ. В так называемых «черных списках» на данный момент, судя по данным ФМС, числиться порядка 330 тысяч таджикистанцев, нарушивших российские законы.
«… человека за один и тот же проступок наказывают дважды - рублем и запретом на въезд. Подобных случаев немало» - сказал в интервью Зам. главы миграционной службы Министерства труда РТ Т. Шарипов, описав отдельно взятый случай нарушившего правила ПДД в России таджикского мигранта.
Справедливости ради, стоит отметить, что все возможные ограничения и санкционные методы, которые могут быть применены к трудовому мигранту, находятся в открытом доступе, равно как и все законы, в том числе, и правила ПДД, можно просмотреть в любой точке мира при наличии выхода в интернет. Логично предположить, что в незнании российских норм в определенной степени виновато таджикское руководство, ведь имея столь сильную зависимость от рынка труда России, Душанбе следовало бы уделить особое внимание осведомленности своих граждан, отправляющихся на заработки.
По крайней мере, именно к работе в этом направлении побуждают новые миграционные правила России, требующие от потенциального трудящегося не только предоставление документов, но и знание русского языка и основ истории и законодательства России. Правила действуют уже более года, поэтому очевидно, что нарушители должны были знать о потенциальной ответственности за возможные противоправные действия. Но информировали ли их в Таджикистане – вопрос отнюдь не к российской стороне.
Сама по себе тема пребывания трудовых мигрантов в России нередко подается с той точки зрения, согласно которой Москва выступает в качестве злого демона. Речь преимущественно идет о якобы нецелесообразных нововведениях в миграционном законодательстве, или же о через чур жестоких санкциях за нарушения тех или иных законов. Хотя по факту ужесточился не закон и мера ответственности как таковые – а контроль над их соблюдением. Да и проблема низкой подготовленности мигрантов затрагивается ничтожно редко. Хотя это является первоочередной проблемой не столько для Москвы, сколько для Душанбе, который сейчас вместо этого проводит в какой-то мере рискованную политику сближения с Саудовской Аравией.
Тем не менее, обновление российского законодательства и следующие за ним события показывают позитивные результаты, как для РФ, так и для самих трудовых мигрантов. Показателен пример Многофункционального миграционного центра г. Москва, который на днях переехал в новое капитальное здание. На открытии строения мэр столицы С. Собянин сообщил, что нововведения обеспечили повышение доходов бюджета города. В частности, С. Собянин заявил, что строительство московского центра окупилось его функционированием всего лишь за полгода.
Если же говорить о конкретных цифрах, то они еще более наглядны. Руководитель ФМС РФ К. Ромодановский озвучил данные, согласно которым за 2015-й год в бюджет РФ поступило более 33 млрд. рублей, вырученных на выдаче патентов. В 2016-м же году, по словам К. Ромодановского, бюджет еженедельно пополняется на сумму порядка 800 млн. рублей.
Впрочем, эти же данные свидетельствуют о том, что работа подобных центров действительно себя оправдывает. Трудовые мигранты, обращаясь, в том числе, в московский центр, проходят все необходимые процедуры оперативно, в одном месте и без участия посредников. Для этого нужно, всего лишь, законопослушность в прошлом и будущем, дабы с комфортом осуществлять трудовую деятельность на территории России.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»