
После распада СССР вместо единой экономической системы на постсоветском пространстве образовались национальные экономики республик. Установление таможенных барьеров привело к падению объемов производства и сокращению доли взаимной торговли в общей структуре внешнего торгового оборота новых стран. Как итог – преобладание импортных товаров на рынках государств. Учитывая то, что территория постсоветского пространства является связующим звеном между Востоком и Западом, возникли условия для создания эффективного экономического объединения.
К тому же необходимость восстановления утраченных связей придала новые импульсы для интеграционных проектов, таких как СНГ, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Единое экономическое пространство. В конце концов, с 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в составе России, Белоруссии и Казахстана. Со 2 января полноправным членом Союза стала Армения, а в августе – Кыргызская Республика. Несмотря на то, что государства-участники договора о создании ЕАЭС взяли на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, для Еревана были предусмотрены переходные периоды от года до восьми лет. Это не случайно, так как необходимо было время для приведения в соответствие с действующим в Союзе порядком ставок импортных таможенных пошлин, технических регламентов, правил перемещения товаров, а так же фитосанитарных и ветеринарных норм.
В октябре прошлого года на саммите в казахстанском поселке Бурабай лидеры Высшего евразийского экономического совета приняли решение о том, что председательство в совете в 2016 году перейдет к Армении. С 1 февраля нынешнего года коллегию Евразийской экономической комиссии возглавил бывший премьер-министр республики Тигран Саркисян. По этому поводу Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Армения Иван Волынкин заявил, что председательство Еревана в ЕАЭС задаст новый импульс углублению взаимодействия в рамках интеграционного объединения.
Для справедливости ради следует отметить, что вступление Еревана в ЕАЭС было встречено общественностью неоднозначно. На фоне продуманных и дальновидных планов руководства звучал голос армянской оппозиции, подкармливаемой из-за рубежа, о нецелесообразности такого шага. Заметим, в течение прошлого года такие возгласы увеличивались, приводились мнения прозападных экспертов, одним словом, шла целенаправленная работа по дискредитации участия республики в ЕАЭС. Но, вопреки всему, были и объективные точки зрения, которые оправдались статистическими данными о положительной динамике роста некоторых экономических показателей. Ясно, что в условиях мировой экономической нестабильности государства переживают тяжелые времена, не исключением являются и страны, входящие в Евразийский экономический союз. Потребуется время, чтобы до конца наладить механизмы экономического взаимодействия между странами-участниками ЕАЭС. Нет в истории случаев, когда интеграционные процессы в экономике приносили быстрого и равного эффекта для всех их участников. Европейский союз вообще полвека сформировывал свое экономическое пространство, пока оно не приобрело современные очертания.
Со вступлением Армении в ЕАЭС открылся 170-миллионный рынок для реализации своей продукции, где основным следует считать российский. Вместе с тем от всех денежных переводов, поступающих из-за рубежа, 90% приходится на Россию, что означает огромный вклад Москвы в дело поддержания армянской экономики, да и благосостояния народа. Более того, основные инвестиции в страну идут тоже с российских государственных и негосударственных секторов, что обуславливает зависимость армянской экономики от российской.
В конце декабря прошлого года на последнем заседании правительства Армении премьер-министр Овик Абрамян, подводя итоги года, заявил, что углубляющаяся и сбалансированная экономическая интеграция республики является одним из достижений государства в 2015 году. По его словам, членство в ЕАЭС позволило смягчить сокращение экспорта по сравнению с другими сопоставимыми в регионе странами, такими как Молдова и Грузия. По данным Национальной статистической службы, объем экспорта из Армении за явнарь-ноябрь 2015 года составил 1 345,2 млн долларов, сократившись на 4,7% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Но здесь нужно учитывать, что причина небольшого спада заключается в общемировой тенденции к снижению.
Кроме того, по словам заведующего кафедрой экономико-математических методов Армянского государственного экономического университета, профессора Ашота Тавадяна, членство в ЕАЭС позволило Еревану избежать в прошлом году убытков в 1 млрд долларов: «Речь идет о созданных в России возможностях для рабочих мигрантов из Армении после членства страны в ЕАЭС. Это позволило хоть как-то поддерживать уровень трансфертов из России в Армению, который и так существенно понизился в результате девальвации российской валюты. Еще к 150 млн долларов экономии привела отмена таможенных пошлин на экспортируемый в Армению российский газ». Исходя из этого, можно еще отметить, что основным внутренним вызовом является несогласованность макроэкономической и валютной политики государств Евразийского экономического союза. В связи с этим Ашот Тавадян считает необходимым принятие странами-участниками Союза дополнительных мер для снижения уровня инфляции, что по его оценкам будет способствовать росту товарооборота и выполнению ключевых требований договора о создании ЕАЭС.
В принципе, прогнозы некоторых армянских экспертов являются позитивными, несмотря даже на продолжающиеся кризисные явления в мировой экономике. Скорее всего, внедрить свои предложения Армении поможет ее председательство в Высшем евразийском экономическом совете. Действительно, со слов ряда экспертов, для дальнейшего сближения и развития ЕАЭС нужны новые сферы сотрудничества, которые сблизят экономики стран-участниц. Необходимы новые региональные стратегические проекты с вовлечением нескольких государств и крупных инвесторов. Они создадут новые направления развития, способствующие качественным изменениям в структуре экономик стран.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»