
По сообщению ряда СМИ в очередном рейтинге американской организации Heritage Foundation, отражающем индекс экономической свободы, Республика Казахстан отвоевала одну позицию. Крупнейшая центрально-азиатская экономика поднялась на 68 строчку. Для сравнения, партнеры Казахстана по Евразийскому экономическому союзу Россия и Беларусь занимают 153 и 157 места соответственно (российский показатель снизился на 10 пунктов). Крупнейшая экономика Китая разместилась на 144 строчке.
Немаловажно отметить, что нельзя воспринимать положение в рейтинге как безусловный показатель экономического развития. Индекс свободы экономики рассчитывается по ряду показателей ведения экономической деятельности и отражает, по своей сути, уровень комфорта бизнеса и капитала. Здесь нельзя не признать, что Казахстан в последние годы провел немало реформ самых разных масштабов, призванных обеспечить максимальную степень либеральности экономики для внутренних и внешних акторов.
Инициативы Астаны, касающиеся поддержки отечественных бизнесменов и иностранных инвесторов, позволили Казахстану выйти на принципиально новую для страны ступень развития. Главной целью реализации экономической политики в стране является диверсификация экономики и уход от сырьевой зависимости. Конечно, пока рано говорить о безусловных успехах на этом поприще. Однако именно меры диверсификации, в данном случае тождественные программам поддержки бизнеса, решают косвенные задачи Астаны.
Несмотря на неоспоримые успехи Казахстана в вопросах формирования эффективного предпринимательского климата в «свободной» экономике, у страны до сих пор остаются инструменты, которые могут повысить уровень комфорта для предпринимателей. Сегодня Астана активно продвигает политику разгосударствления экономики. В этом году в стране запланирован новый этап приватизации. К слову, на торги выставляются довольно привлекательные для инвесторов государственные и квазигосударственные компании. Иными словами, в Казахстане подходят к инструменту приватизации не как к возможности «сбыть» неэффективные предприятия, а с позиции еще одной меры либерализации экономики.
Лидер государства неоднократно заявлял о целях вхождения Казахстана в топ-30 развитых мировых стран в долгосрочной перспективе. Наблюдая за политикой Астаны последних лет можно заметить то, что правительство страны пользуется уже известными в мире приемами оздоровления и либерализации экономики. Если опустить многочисленные нововведения, призванные обеспечить свободу бизнеса, остается еще ряд ключевых реформ, которые могут привести страну к заявленным вершинам.
Казахстан стремится занять одну из ведущих региональных ролей в нескольких отраслях. Так, например, уже в 2017 году в стране должен заработать Международный финансовый центр «Астана», систему которого можно признать уникальной. Казахстанский МФЦА совместит классическую систему британского права внутри финансового института с иными инструментами защиты капитала. Дополнительно, повысить степень свободы экономики может продвижение концепции формирования траснпортно-логистического хаба регионального и мирового масштабов. Все эти инициативы позволят Астане занять одну из ведущих ролей на евразийском пространстве. В то же время, успех заявленных программ будет напрямую зависеть от качества управленческих решений и их исполнения. Казахстан, как и любое другое мировое государство не застрахован от банальных проблем коррупции, бюрократии и несовершенства государственного аппарата. По этой причине параллельно экономическим преобразованиям и должны следовать глубокие институциональные реформы.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»